Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический
аспект агрессииСтраница 1
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети (Приложение А).
Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы после-дствия; 2) когда нарушены нормы поведения.
Первая из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил,
а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в
результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, заслуживает значительного интереса.
Не меньшего внимания заслуживает теория К.Лоренца, который считал, что агрессия имеет своим источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание.
Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнению этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессии.
Тем не менее, по данным французских и американских ученых, существуют культуры, которые сумели создать свои способы сдерживания агрессивности (племена на берегах Амазонки и некоторых островах Океании).
Вторая теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом и Эдвардом Миллером и получила название «теория фрустрации - агрессивности» .
Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.
Согласно этой теории, человек, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем больше он стремится к достижению какой - то цели. Фрустрация является причиной гнева и враждебности, при наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту.
Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ
г.Зеи
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:
· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
· обучение дошкольников п ...
Польза повторения
Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторят ...
Этикет деловой одежды
Многим из нас не доставляет большого удовольствия старая истина, гласящая, что «встречают по одежке»; и, тем не менее, она справедлива, особенно когда речь идёт о современном деловом мире. Обратите внимание на людей, быстро продвигающихся по службе. Чаще случается так, что при наличии двух кандидатов на повышение получает должность тот, ...