Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический аспект агрессии
Страница 2

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический аспект агрессии

Известный ученый Леонард Берковиц, занимающий­ся изучением агрессии, обнаружил, что очень значимым стиму­лом для выплеска агрессии явля­ется находящееся в поле зрения человека оружие.

Помимо науч­ных исследований, эти выводы подтверждены реальными факта­ми: в странах, где запрещено но­шение огнестрельного оружия, отмечается меньшее количество убийств. Так, в Англии соверша­ется в шестнадцать раз меньше убийств, чем в США, хотя населе­ние первой страны меньше, чем во второй всего в четыре раза. В США за год совершается 10 000 убийств с помощью огнестрель­ного оружия в год, в Англии - око­ло десяти.

Казалось бы, это можно было бы трактовать как разницу в социокультурных особенностях этих стран, но и в пределах од­ной страны (США) там, где раз­решено, но строго ограничено приобретение огнестрельного оружия, количество убийств в два раза ниже по сравнению со штатами, где такое ограничение не введено. Как писал в своей работе американский психолог Дэвид Майерс, «оружие не только провоцирует агрессию, но также со­здает психологическую дистан­цию между агрессором и его жер­твой.» Пространственная удален­ность от жертвы облегчает проявление жестокости.

Согласно теории фрустрации - агрессии, у человека, пережив­шего фрустрацию, возникает по­буждение к агрессии. В некото­рых случаях оно подавляется не самоконтролем, а боязнью нака­зания либо некими внешними пре­пятствиями. Однако в этом случае агрессивное побуждение остает­ся и может быть перенесено с реального обидчика на другой обьект или человека, по отношению к которому агрессивные дей­ствия могут совершаться беспре­пятственно и безнаказанно - про­исходит смещение агрессии.

Всем хорошо известна анекдоти­ческая ситуация, когда отец се­мейства, на которого накричал начальник на работе, приходя до­мой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшегося под горя­чую руку сына. Сын пинает про­бегающего мимо пса, который ку­сает отца. В этой ситуации у отца хотя и происходит выплеск отри­цательных эмоций, но уровень аг­рессивности не снижается, т.к. реально он может упасть при на­несении ответного действия лишь самому фрустратору (обидчику), в данном случае - начальнику. К тому же добавляются неприятные ощущения от укушенной ноги.

Совершенно очевидно, что не все люди и не всегда реагируют на фрустрацию агрессивным по­ведением. Что касается врожден­ной предрасположенности чело­века к агрессивным действиям (теории Фрейда и Лоренца), то вполне «вероятно также, что обу­чение и жизненный опыт индиви­дуума в значительной степени влияют на ее проявление».

Согласно третьей теории аг­рессивности -

«теории социаль­ного научения», человек перени­мает агрессивное поведение, на­блюдая за другими людьми.

В «прошлый опыт» входит не только непосредственный опыт человека, но и научение путем подражания другим людям. Со­гласно теории американского психолога Альберта Бандуры, боль­шинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания

другим людям. Если воспитывающие ре­бенка люди проявляют агрессив­ность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать нака­зание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрес­сивности у ребенка. По мнению А.Бандуры, агрессивность является причиной самого обыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате на­блюдения сцен агрессии и анали­за видимых последствий для че­ловека, действовавшего агрес­сивно. В настоящее время эта те­ория является одной из самых распространенных и влиятельных. Значительное влияние на аг­рессивность оказывают индиви­дуальные детерминанты агрес­сии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тре­вожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожнос­ти, т.к. первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со сторо­ны других людей и негативный исход ситуации.

Страницы: 1 2 3

Сознание и бессознательное
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать, размышлять о своем прошлом и настоящем, разрабатывать планы и программы на будущее, иметь объективные и устойчивые знания о себе и о мире, делиться этими знаниями с другими людьми, сохранять и передавать из поколения в поколение накопленный жизненны ...

Выводы
1. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. 2. У каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план ...

Рациональные приемы запоминания
Быстрое и рациональное восприятие текста требует развития внимания, умения сосредоточиваться при чтении, но обсуждение данных вопросов не входит в круг стоящих перед нами в данный момент задач. Мы будем говорить о развитии памяти и рациональных приемах запоминания и припоминания. Еще раз повторим, что память — способность сохранять и в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru