Факторы, влияющие на возникновение конфликта.

Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст юноши. Начиная с пятнадцати лет, девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 16—17 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в семнадцать лет. Вопросы, связанные с самостоятельностью юношей, обычно обостряются по мере их взросления (Gehring, 1990).

Другим фактором, оказывающим заметное влияние на характер конфликта, является пол юноши. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуются на семейные проблемы. Существенное влияние оказывает также и пол родителя. Как правило, юноши чаще сообщают о трудностях в отношениях с отцом, нежели с матерью; они чувствуют большую близость к матери (Rubin, 1982), которая вообще пользуется преимущественным влиянием на детей (Greene, 1990).

Очень важна и общая атмосфера в семье. Конфликты чаще разыгрываются в семьях авторитарного типа, нежели в семьях демократических. В авторитарных семьях причиной конфликта чаще становится вопрос расходования денег, общественной жизни, занятий вне дома, выполнения хозяйственных работ. На семейную атмосферу существенно влияет также и характер взаимоотношений между родителями: конфликты между ними крайне неблагоприятно воздействуют на юношей.

Любая форма конфликта несет на себе отпечаток социально-экономического положения семьи. В семьях с низким социально-экономическим статусом чаще возникают конфликты, связанные с требованиями послушания, вежливости, уважения, в то время как в семьях со средним уровнем доходов родители больше беспокоятся о развитии у детей самостоятельности и инициативы. Было замечено, что в семьях с низким уровнем доходов родители озабочены тем, чтобы удержать детей от неприятностей в школе, тогда как в семьях со средним достатком родители больше переживают из-за успехов и достижений своих детей.

Среда, в которой воспитывается ребенок, определяет те страхи и тревоги, которые испытывают его родители. Если ребенок растет в районе, известном повышенной преступностью и распространенностью наркомании, то, естественно, его родители озабочены именно этими вопросами.

Реакция родителей на поведение юноши может оказать существенное влияние на суть и интенсивность конфликта. Встречаются родители, демонстрирующие полное равнодушие ко всем проблемам, связанным с детьми, в то время как другие вечно недовольны их поведением.

Численность семьи также является важным параметром при рассмотрении внутрисемейных конфликтов — по крайней мере, в семьях среднего класса. Чем многочисленнее семья из среднего класса, тем выше уровень конфликтов между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать юношей в повиновении (Bell and Avery, 1985).

Даже судя только по приведенным выше примерам, можно понять, сколь многообразны факторы, оказывающие влияние на протекание конфликтов между родителями и детьми, — не все родители и не все юноши непременно ссорятся из-за одних и тех же причин.

Требования профессии к личности педагога
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек-чел ...

Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии
Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно. В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской соц ...

Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений слабослышащих учащихся с нарушениями интеллекта
1 занятие Цель: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников; повышение самооценки. Упражнение «Ласковое имя» Каждый участник придумывает уменьшительно-ласкательное имя для соседа справа и слева. Упражнение «Хочу сказать приятное» Каждый ребенок хвалит соседа с ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru