Результаты исследования и их интерпретация.
Страница 3

Проанализируем возрастные изменения всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами (см. таблицу 2,3,4 и диаграммы к этим тестам). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.

В результате анализа мы пришли к следующим выводам: что по факторам Беглость и Гибкость, Оригинальность, Название наблюдается незначительное различие между сравниваемыми группами, у учащихся «ДШИ» наблюдается незначительный рост по указанным факторам; по фактору Разработанность наблюдается существенное различие между сравниваемыми группами. Это свидетельствует о том, что с увеличением возраста увели­чивается асимметричность и сложность рисунков детей, что свя­зано с уровнем креативности.

У детей, обучающиеся в школе искусства, суммарный показатель творческого мышления весьма значителен. Эти дети несколько превосходят учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе по количеству рисунков, их разнообразию и по использованию различных частей предоставленного для рисунков пространства, по асимметрии рисунка и творческому использованию языка – вербального средства для отображения сути образного здания.

Сравнительный анализ по возрастным показателям в самой группе показал, что по фактору Беглость с возрастом в обеих группах наблюдается незначительное падение показателей. Предположительно, с возрастом произвольный компонент сознания усиливается, что и обеспечивает меньшую продуктивность деятельности группы по данному показателю.

Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.

У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию кате­горий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.

Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образ­ной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где на­блюдается аналогичная закономерность – показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одина­ковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).

По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, раз­личия достоверны на 0,01 уровне значимости).

По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличени­ем возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарно­го запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с по­мощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).

По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение проис­ходит за счет разработанности-асимметрии и названия).

В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандарт­ные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для объединенной выборки де­тей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объеди­ненных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-кри­терия Стьюдента для независимых выборок.

Страницы: 1 2 3 4

Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Нами была проведена повторная диагностика. Эта диагностика проводилась с целью проверки эффективности коррекции эмоциональных нарушений посредством составленной нами системы занятий с использованием методов арт-терапии, и которая апробировалась в работе со старшими дошкольниками. Полученные результаты обследования детей, которые приним ...

Развитие BITE-модели
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций . Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компон ...

Мотивация педагогической деятельности
Основным из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Выделяются следующие виды мотивов: 1. Внешние (например, мотив достижения); 2. Внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности). Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы ад ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru