Результаты исследования и их интерпретация.Страница 3
Проанализируем возрастные изменения всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами (см. таблицу 2,3,4 и диаграммы к этим тестам). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.
В результате анализа мы пришли к следующим выводам: что по факторам Беглость и Гибкость, Оригинальность, Название наблюдается незначительное различие между сравниваемыми группами, у учащихся «ДШИ» наблюдается незначительный рост по указанным факторам; по фактору Разработанность наблюдается существенное различие между сравниваемыми группами. Это свидетельствует о том, что с увеличением возраста увеличивается асимметричность и сложность рисунков детей, что связано с уровнем креативности.
У детей, обучающиеся в школе искусства, суммарный показатель творческого мышления весьма значителен. Эти дети несколько превосходят учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе по количеству рисунков, их разнообразию и по использованию различных частей предоставленного для рисунков пространства, по асимметрии рисунка и творческому использованию языка – вербального средства для отображения сути образного здания.
Сравнительный анализ по возрастным показателям в самой группе показал, что по фактору Беглость с возрастом в обеих группах наблюдается незначительное падение показателей. Предположительно, с возрастом произвольный компонент сознания усиливается, что и обеспечивает меньшую продуктивность деятельности группы по данному показателю.
Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.
У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию категорий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.
Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где наблюдается аналогичная закономерность – показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одинаковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).
По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, различия достоверны на 0,01 уровне значимости).
По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличением возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарного запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с помощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).
По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение происходит за счет разработанности-асимметрии и названия).
В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандартные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для объединенной выборки детей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объединенных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Восприятие: становление и развитие
Изучение психологии детей первого года жизни представляет известную сложность, однако имеются некоторые основания для предположения, что до известного момента имеет место управление реакциями скорее на «анализаторном», чем на «субъективном» уровне.
Несмотря на относительную сформированность зрительной моторики к 3 месяцам жизни, ребено ...
Развитие BITE-модели
В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций
. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компон ...
Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования
коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Основные направления работы с младшими школьниками, повещавшими фольклорный ансамбль досугового центра определялись особенностями формирования речевой деятельности на занятиях и репетициях, спецификой языкового материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащихся начальной школы, необходимых для успе ...