Отклонения в психическом развитии подростка
Страница 5

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

В душе они представляют себя «плохими мальчиками» или «дрянными девчонками». Осознание себя таковыми толкает их на неправильные, порой хулиганские поступки. А то, что впоследствии происходит, опять же лишний раз доказывает им, что они действительно весьма «плохи». То, что подросток ведет себя плохо, неискренен и закрыт, еще более отдаляет его от близких и усиливает его отчужденность и одиночество. Такой тип депрессии может длиться достаточно долго, продолжаться не одну неделю и даже не один месяц.

Второй тип депрессии – уныние, хандра [4; 219].

Ребенок, до этого прекрасно учившийся, активный и общительный, вдруг забрасывает учебу, превращается в вялого и подверженного унынию домоседа. В школе ему становится весьма сложно сосредоточиться на предмете. Он с трудом запоминает новый материал, при этом ему еще и сложно вспомнить то, что он выучил ранее. На него чрезвычайно быстро накатывает утомление, а продуктивность работы резко снижается. Результаты учебы значительно ухудшаются, а это, в свою очередь, еще более приводит его в уныние. Когда он сидит дома, то ничего не делает. Бессмысленно смотрит телевизор — все передачи подряд, без разбора. Подросток берет с книжной полки первое, что попадется под руку, и читает вовсе без любопытства или энтузиазма. Теряя вкус ко всему: и к учебе, и к занятиям, и к играм, — в компанию он уже не стремится. Увлечения подростков, которые его раньше привлекали, становятся в его теперешнем восприятии глупыми и ничтожными. Самые близкие друзья продолжают навещать его, и он встречает их как бы охотно, но и от этого общества довольно быстро устает. Новых же знакомств подросток не ищет, а общается только с теми, к кому привык. Все бывшие увлечения оказываются заброшенными и забытыми. И если ранее он отличался хорошим аппетитом, то сейчас стал равнодушен к самым любимым блюдам. Ребенок не радуется ни вишневому пирогу, ни торту из мороженого, ни картошке фри. Еда перестает приносить ему удовольствие. Что касается сна, то спит он по времени нормально, даже более, чем обычно. Но сон не приносит ему ощущения свежести и бодрости. Подавленность и разбитость преследуют его весь последующий день.

Подросток, находясь в таком состоянии, жалуется на скуку, хандру и уныние. Он может и не говорить, что обвиняет себя, но на самом деле идеи самообвинения и самоуничижения у него в глубине присутствуют. Если же родители говорят, мол, «Саша, ну что с тобой, почему ты стал таким ленивым, ничего не делаешь, лежишь весь день и плюешь в потолок», то такие слова крайне его раздражают. Сами по себе подростки не могут понять, что с ними происходит, и корят себя за несобранность, безделье, лень. А когда самообвинения, обвинения со стороны близких, и особенно со стороны сверстников достигают апогея, в голове у подростка может появиться мысль о суициде. Он даже может сделать попытку покончить с никчемной своей жизнью. Хотя надо сказать, что при этом типе депрессии попытки суицида бывают довольно редко, только в том случае, когда обвинения кого-нибудь со стороны мучают и раздражают ребенка сверх всякой меры.

При депрессии «уныние—хандра» у подростка иногда могут возникнуть довольно странные вспышки активности. Вдруг от полнейшей и глубочайшей апатии он переходит к возбуждению, ищет все новые и новые занятия, при этом ни на чем толком не останавливаясь.

Родителям нужно помнить о том, что причиной депрессии является не то, что ребенок не успевает в школе и чувствует свою несостоятельность. Совсем наоборот, неуспехи в школе и ощущение своей никчемности — это лишь следствие депрессии. Интенсивная же учеба может быть только своеобразным толчком для выявления имеющегося уже в наличии недомогания.

Третий тип депрессии – ипохондрия, или «откуда берется желание симулировать болезнь» [4; 220].

Подросток жалуется на постоянные недомогания. Он весьма охотно обследуется у врачей, лечится, пьет все назначенные таблетки и микстуры и с удовольствием укладывается в постель. Как раз болезнь в представлении ребенка и является веской причиной его постоянных попыток уклониться от учебы и занятий. Такие дети плаксивы и раздражительны. Они частенько обижаются на окружающих за невнимание, за то, что им не верят, подозревают их в симуляции заболеваний. Разговаривать с таким подростком — значит терпеть многочасовое занудство. Он, как старичок, перечислит вам все свои недомогания и болячки и их историю. Он будет об этом рассказывать долго и тщательно, не упуская ничтожных подробностей. Такие дети чувствуют свое плохое настроение, но твердо уверены в том, что все это происходит из-за имеющегося у них заболевания. При лечении капризности его недовольство только увеличиваются.

Такой тип депрессии чаще встречается у детей старшего подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида: q Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно. q Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участникам ...

Приложение 3. Исследование роли мотивационного компонента в строении восприятия
Экспериментальная методика состояла в следующем. Предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различных инструкций, во-вторых, — разной степенью неопределенности изображений. Используемые в эксперименте картинки представляли собой изображения ...

Теория типов личности Ганса Айзенка
Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления. Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru