Отклонения в психическом развитии подростка
Страница 5

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

В душе они представляют себя «плохими мальчиками» или «дрянными девчонками». Осознание себя таковыми толкает их на неправильные, порой хулиганские поступки. А то, что впоследствии происходит, опять же лишний раз доказывает им, что они действительно весьма «плохи». То, что подросток ведет себя плохо, неискренен и закрыт, еще более отдаляет его от близких и усиливает его отчужденность и одиночество. Такой тип депрессии может длиться достаточно долго, продолжаться не одну неделю и даже не один месяц. Источник

Второй тип депрессии – уныние, хандра [4; 219].

Ребенок, до этого прекрасно учившийся, активный и общительный, вдруг забрасывает учебу, превращается в вялого и подверженного унынию домоседа. В школе ему становится весьма сложно сосредоточиться на предмете. Он с трудом запоминает новый материал, при этом ему еще и сложно вспомнить то, что он выучил ранее. На него чрезвычайно быстро накатывает утомление, а продуктивность работы резко снижается. Результаты учебы значительно ухудшаются, а это, в свою очередь, еще более приводит его в уныние. Когда он сидит дома, то ничего не делает. Бессмысленно смотрит телевизор — все передачи подряд, без разбора. Подросток берет с книжной полки первое, что попадется под руку, и читает вовсе без любопытства или энтузиазма. Теряя вкус ко всему: и к учебе, и к занятиям, и к играм, — в компанию он уже не стремится. Увлечения подростков, которые его раньше привлекали, становятся в его теперешнем восприятии глупыми и ничтожными. Самые близкие друзья продолжают навещать его, и он встречает их как бы охотно, но и от этого общества довольно быстро устает. Новых же знакомств подросток не ищет, а общается только с теми, к кому привык. Все бывшие увлечения оказываются заброшенными и забытыми. И если ранее он отличался хорошим аппетитом, то сейчас стал равнодушен к самым любимым блюдам. Ребенок не радуется ни вишневому пирогу, ни торту из мороженого, ни картошке фри. Еда перестает приносить ему удовольствие. Что касается сна, то спит он по времени нормально, даже более, чем обычно. Но сон не приносит ему ощущения свежести и бодрости. Подавленность и разбитость преследуют его весь последующий день.

Подросток, находясь в таком состоянии, жалуется на скуку, хандру и уныние. Он может и не говорить, что обвиняет себя, но на самом деле идеи самообвинения и самоуничижения у него в глубине присутствуют. Если же родители говорят, мол, «Саша, ну что с тобой, почему ты стал таким ленивым, ничего не делаешь, лежишь весь день и плюешь в потолок», то такие слова крайне его раздражают. Сами по себе подростки не могут понять, что с ними происходит, и корят себя за несобранность, безделье, лень. А когда самообвинения, обвинения со стороны близких, и особенно со стороны сверстников достигают апогея, в голове у подростка может появиться мысль о суициде. Он даже может сделать попытку покончить с никчемной своей жизнью. Хотя надо сказать, что при этом типе депрессии попытки суицида бывают довольно редко, только в том случае, когда обвинения кого-нибудь со стороны мучают и раздражают ребенка сверх всякой меры.

При депрессии «уныние—хандра» у подростка иногда могут возникнуть довольно странные вспышки активности. Вдруг от полнейшей и глубочайшей апатии он переходит к возбуждению, ищет все новые и новые занятия, при этом ни на чем толком не останавливаясь.

Родителям нужно помнить о том, что причиной депрессии является не то, что ребенок не успевает в школе и чувствует свою несостоятельность. Совсем наоборот, неуспехи в школе и ощущение своей никчемности — это лишь следствие депрессии. Интенсивная же учеба может быть только своеобразным толчком для выявления имеющегося уже в наличии недомогания.

Третий тип депрессии – ипохондрия, или «откуда берется желание симулировать болезнь» [4; 220].

Подросток жалуется на постоянные недомогания. Он весьма охотно обследуется у врачей, лечится, пьет все назначенные таблетки и микстуры и с удовольствием укладывается в постель. Как раз болезнь в представлении ребенка и является веской причиной его постоянных попыток уклониться от учебы и занятий. Такие дети плаксивы и раздражительны. Они частенько обижаются на окружающих за невнимание, за то, что им не верят, подозревают их в симуляции заболеваний. Разговаривать с таким подростком — значит терпеть многочасовое занудство. Он, как старичок, перечислит вам все свои недомогания и болячки и их историю. Он будет об этом рассказывать долго и тщательно, не упуская ничтожных подробностей. Такие дети чувствуют свое плохое настроение, но твердо уверены в том, что все это происходит из-за имеющегося у них заболевания. При лечении капризности его недовольство только увеличиваются.

Такой тип депрессии чаще встречается у детей старшего подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Проявление фобо-обсессивного невроза
Навязчивые страхи (фобии от греч. fobos — страх), т. е. неотступно, вопреки желанию возникающие переживания страха, которые осознаются как чуждые, необоснованные, нередко встречаются у детей школьного возраста (чаще после 10 лет) и подростков. Рудиментарные, незавершенные фобии (страх ходьбы после падения и ушиба и даже страх загрязнени ...

Причины, критерии и виды девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею ра ...

Закономерности развития класса как психологической общности
Процесс развития коллектива является важным объектом психолого-педагогических исследований. Большой вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной з ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru