Отклонения в психическом развитии подростка
Страница 3

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

Гиперстеническая неврастения. Для ребенка характерна крайняя раздражительность, усиливающаяся при сильном утомлении или в напряженной обстановке. Какой-то совсем ничтожный по своей сути повод может вызвать у вашего сына или дочки вспышку сильного раздражения, слезы. После этой бурной сцены незамедлительно приходит и раскаяние. Такие шумные истории с последующим раскаянием подросток устраивает не только перед родителями, но также и перед сверстниками, а порой и перед малознакомыми людьми. Дети с гиперстенической неврастенией не переносят яркого света, шума, а иногда и резких запахов. Их все раздражает. Вслед за сильным волнением у подростка появляется обильный пот, лицо бледнеет, появляется головокружение и всегда общее плохое самочувствие. Может нарушиться сон, ребенку трудно засыпать. Ему снятся кошмары, он просыпается по ночам. Ребенку трудно сосредотачиваться во время занятий, у него ухудшается память [19; 554].

Астеноипохондрическая неврастения. У подростка с такого типа неврастенией родители замечают повышенную утомляемость и вялость. Он все время пытается отдохнуть, полежать, как следует выспаться. Тут нет вспышек раздражения, а скорее беспричинная слезливость. У него наблюдается трудность при засыпании, а по утрам он жалуется на отсутствие чувства свежести и бодрости. Ребенок ощущает себя вялым в течение всего последующего дня, его постоянно гнетут какие-то непонятные боли. То заскрежетало в пояснице, то закололо в районе сердца, то разболелась голова. Сердце чаще всего становится центром таких переживаний, особенно у мальчиков. Довольно часто подростки с неврастенией жалуются на боли в животе и в желудке. У них всегда пониженное настроение, хотя внешне их сниженный настрой улавливается с трудом [19; 555].

Причины неврастении. Срыв происходит часто из-за того, что ребенок пытается выполнить какую-нибудь непосильную задачу. Ему очень тяжело отказаться от поставленной, но трудновыполнимой или практически недостижимой цели. И тут его поджидает невроз. Уход в болезнь как бы оправдывает его в собственных глазах. «Я не могу, потому что я болею», — оправдывает он себя неосознанно. Переутомление чаще оказывается ничем иным, как перенапряжением. Считается, что при правильном лечении и благоприятных условиях нарушения вполне могут пройти к окончанию подросткового периода. И уже во взрослую жизнь бывший неврастеник войдет вполне бодрым и энергичным молодым человеком [4;215].

ФОБИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Этот невроз, так же как и неврастения, чаще начинается раньше, чем наступает подростковый период, еще в начальных классах школы. Потом он часто затихает и не проявляется совсем, а в подростковом периоде вновь дает о себе знать. Признаки фобического невроза примерно следующие. Прежде всего, это появившиеся в ребенке какие-то опасения и страхи. Это могут быть либо навязчивые действия, либо какие-то странные представления. Например, подросток вбил себе в голову, что на него все смотрят, и стал избегать людных мест. Он ходит по улице с низко опущенной головой или вдруг начинает дико, по-медвежьи косолапить толстыми ногами. Таким детям бывает страшно отвечать в классе у доски, они, как огня, боятся публичных выступлений. Ребенок с фобическим неврозом ни за что в жизни не обратится к незнакомому человеку. По причине страха, а не оттого, что не выучил, он порой отказывается устно отвечать урок. Такой ребенок панически боится покраснеть перед малознакомым человеком [19; 563].

Фобии могут носить и другой характер. Подросток вдруг начинает бояться острых и режущих предметов, или ужасно боится чем-нибудь заболеть. В фобии могут превращаться самые разные опасения. Знаете, что такое комплекс отличника? Это тоже что-то вроде фобии — страх не получить в школе наивысший балл. Ребенок боится столкнуться с бандитами и хулиганами, он страшится потерять что-либо важное или выйти по забывчивости на улицу в полном неглиже. Мир в его восприятии полон страхов. И хотя большинство фобий, которые были характерны для младенческого возраста, таких как страх темноты или боязнь животных, отходят на задний план, многие из них в подростковом периоде все же остаются [19; 564].

Причины фобического невроза. Фобии часто связаны с тревожной мнительностью. Подросткам очень важно, как их оценивают окружающие. Такие фобии получили название социальных. Возникновение фобии очень часто связано с конфликтом, который происходит от слишком высоких, невыполнимых требований к себе, невозможности осуществить их в реальной жизни. Невроз появляется оттого, что страдает чувство долга, задеваются ответственность или моральные установки [4;216].

Для фобического невроза характерно длительное течение, возможно временное улучшение и новое ухудшение состояния. Негативной динамике могут способствовать психические травмы. Но в более зрелом возрасте, как правило, наступает значительное и стойкое улучшение [19;567].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Введение. Социология и коллективная психология
От соединения личностей в результате никогда не получается суммы, равной числу их единиц. Э. Ферри I. "Дайте каменщику, — пишет Спенсер, — хорошо обожженные, твердые, имеющие острые края кирпичи, и он будет в состоянии выстроить без известки очень прочную и довольно высокую стену. Наоборот, если кирпичи из плохой глины, плохо об ...

Экспириментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности. Методы и методики исследования.
Основными методами экспериментально-психологического исследования являлись: метод психометрического тестирования, методы статического анализа: t- критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа. Метод психометрического тестирования – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставляемые количественные и к ...

Восприятие как познавательный психический процесс
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности . органов чувств. »(1, стр. 66) Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в т ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru