Отклонения в психическом развитии подростка
Страница 2

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

Родители в ситуации, где сочетаются безнадзорность с потворством, с одной стороны, растят ребенка без особого надзора, не интересуясь его жизнью и интересами, а с другой стороны, защищают его, если вдруг услышат от кого-либо жалобы на его хулиганское поведение. Мало того, если кто-то вдруг порицает их чадо, у них это вызывает праведный гнев. Родители всегда на его стороне, оправдывают его и стремятся перевалить вину с подростка на чужие плечи. Когда ребенок, находившийся до этого под защитой потворщиков-родителей, сталкивается затем, к примеру, в школе, с ситуациями, когда надо отвечать за свои поступки, у него вслед за истерической реакцией может появиться бурное и гневное противостояние обидчикам.

Теперь о подростке, эмоционально отвергнутом собственной семьей. Ребенок растет без эмоционального тепла. Он чувствует, что совсем не нужны родителям, ими тяготятся, часто несправедливо помыкают. «Меня никто не любит…» - появляется горькая мысль у малыша, а затем у подростка. Еще обиднее, когда тут же в семье у него на глазах упиваются жизнью более удачливые братья и сестры, которым родители как раз отдают свою долю тепла. Что делают подростки в таких ситуациях? То же самое, что сделал бы взрослый в таком случае, когда его не любят в семье. Они ищут тепла и эмоционального принятия на стороне, а именно – в дворовых, зачастую весьма сомнительных, компаниях.

Если малыш в семье часто болеет или у него какое-то хроническое заболевание, например, бронхиальная астма, то его недуг часто становится центром переживаний всей семьи. Внимание домочадцев сконцентрировано именно на этой проблеме. Ребенок со временем привыкает, что его болезнь или частые недомогания дают ему особые права в этом мире. Все люди без исключения должны идти ему навстречу, и все должны потворствовать его желаниям. При этом его обязательно должны ограждать от всех возможных неприятностей и даже от вполне посильных обязанностей. Ему всегда будут прощать проступки и грубость. Такое воспитание развивает в подростке эгоцентризм и завышенные притязания. А когда он сталкивается с реальной жизнью и с ее трудностями, то часто ничего другого не может, как изобразить истерическую реакцию с уходом в болезнь.

В семье с суровыми родителями подросток тоже получает неправильное воспитание. Ребенок совершил мелкий проступок, а у раскрытой настежь двери уже маячит грозная фигура отца с ремнем. Ребенка ждет суровая, жестокая расправа. На слабом и беззащитном ребенке родители порой, следуя каким-то, если вдуматься, «зэковским» или армейским правилам, просто-напросто срывают зло. В такой семье между всеми стоит толстая стена непонимания и недосказанности. Никто ни от кого не ждет ни помощи, ни участия. Естественно, такая семейная дисгармония отражается на поведении и на внутреннем мире подростка.

В семье типа «Лебедь, рак и щука» мама строго говорит: «Ну-ка садись, быстро делай уроки!» Отец из-за газеты добавляет: «Да пусть отдохнет, школу один раз пропустит – ничего страшного… Лучше завтра на рыбалку съездим…» Бабушка несет внуку в постель горячий кисель и намекает, что «…все учителя – полные идиоты и сплошные недоучки, зря ругают нашего ненаглядного. Какой же он хулиган? Вон какой краснощекий и хорошенький.»

Когда в одной семье объединяются разные установки по отношению к воспитанию, ребенку весьма сложно ориентироваться в том, что происходит. Родителям надо помнить, что если какие-то определенные моменты такого суетного воспитания бьют по слабым местам характера ребенка, то негативные черты его натуры могут в дальнейшем резко заостриться [4; 205-210].

Впрочем, во всех негармоничных семьях подростки «протестуют» в основном одними и теми же способами: воровством, бродяжничеством и, самое страшное, суицидом.

В негармоничных семьях подростки часто страдают разными психическими расстройствами, в частности неврозами и депрессиями.

Неврозы или неврозоподобные состояния у детей могут появиться задолго до подросткового возраста, примерно с 4—5 лет. У детей встречаются те же типы неврозов, что и у взрослых. Основные из них — это неврастения, истерический и фобический неврозы [4; 214].

НЕВРАСТЕНИЯ. Если вы замечаете, что у вашего ребенка повышенная утомляемость (особенно если у него в данный период есть необходимость повышенного умственного напряжения или в наличии некая волнующая обстановка), если его усталое состояние сочетается с раздражительностью, то можно говорить о признаках неврастении. Он как бы таким способом защищает себя от слишком высокой физической или психической нагрузки. У подростка, страдающего неврастенией, могут замечаться нарушения сна, пониженное настроение и головные боли. Неврастения обычно протекает довольно долго. Она может длиться месяц, другой, может затянуться на целый год. Иногда, кажется, ребенок совершенно выздоровел и стал такой же, как все остальные, вполне здоровые подростки. Но вдруг его состояние опять значительно ухудшается, а происходит это часто под воздействием каких-то психических травм или трудных, напряженных ситуаций. Врачи подразделяют неврастению на два типа. Первый тип это гиперстенический невроз. Второй тип астеноипохондрический невроз [19; 554].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Основные социально-психологические факторы, влияющие на личность летчика. Психологические факторы совместимости.
Совместимость является одним из психологических аспектов социально-психологического исследования коллектива (экипажа). Эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах, называется ...

Анализ проведённого исследования и обработка результатов
В ходе проведения исследований нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2. Таблица 1. Результаты анкетирования подростков Вопросы анкеты Сумма по вопросу (Проранжируйте вопросы по степени значимости) Сумма по вопросу (Оцените вопросы по 5 бальной шкале) 1. Родители пос ...

Патология и психология воли
Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т. д. – наглядно проявляется в тех патологических случаях, когда один из этих компонентов нарушен. У каждого человека имеется некоторый характерный для него в обычных условиях нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru