Отклонения в психическом развитии подростка
Страница 4

Материалы » Психосексуальное развитие подростков » Отклонения в психическом развитии подростка

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Истерический невроз проявляется жалобами на бессонницу, головные боли и сердцебиение. Ребенок говорит, что у него спазмы в животе, его тошнит, и ему совсем не хочется есть. Иногда подростка мучают как будто бы приступы удушья. У него появляются страхи по типу фобического невроза, а порой и депрессия. Иногда ребенок с истерическим неврозом говорит, что он потерял ощущение собственного «Я», что он нереально переживает настоящее, что он испытывает чувство отчужденности и думает сразу две мысли одновременно. Последние признаки напоминают шизофренические переживания. Все эти вещи могут быть почерпнуты подростками либо из книг, либо с чьих-то слов. Они как бы приписывают себе признаки чужого невроза и демонстрируют это с убежденностью. Не думайте, что ребенок водит вас за нос. Он не придумывает, это вовсе не намеренная симуляция. Это просто разновидность истерического невроза. Демонстративное предъявление жалоб характерно именно для детей с истерическим неврозом. Они стремятся произвести впечатление на других своей болезнью, выставить напоказ свои фобии, свои потери «Я» и «провалы в памяти». Они хотят, чтобы им было оказано большее внимание, так как они не совсем здоровы. Если должного внимания не оказывается, их жалобы усиливаются, а порой возникают и новые симптомы. У ребенка с истерическим неврозом можно заметить довольно быструю и легкую смену симптомов и жалоб в зависимости от ситуации [19; 571].

Причины истерического невроза. В душе ребенка возникает конфликт между очень высоким уровнем притязаний и совершенной невозможностью достигнуть желаемой цели. Вину за неудавшиеся намерения истерики перекладывают, как правило, на других, ни в чем не повинных людей, родных, близких и сверстников. Свои реальные возможности и способности подростки, страдающие истерическим неврозом, критически оценить не в силах [4; 217].

Родителей можно успокоить тем фактом, что при всех вышеперечисленных неврозах может быть вполне благоприятный прогноз для дальнейшего развития ребенка. При нормальных, хороших условиях и благоприятном стечении обстоятельств постепенно все может выправиться. Но если в жизни у ребенка появятся новые психотравмирующие факторы, то невротические реакции подростка могут, наоборот, усилиться. Если же психическая травма будет иметь хронический, постоянный характер, то неврозы могут приобрести затяжное течение.

Как это не покажется странным для многих взрослых, но и у детей бывает депрессия. Такое недомогание у подростков весьма распространено. Депрессия у детей чаще всего встречается именно в старшем подростковом возрасте. Эта проблема стала сейчас так актуальна и для педагогов, и для врачей, и для родителей. Все дело в том, что депрессия создает возможную опасность суицида в этом сверхчувствительном и особо ранимом возрасте. Именно депрессия может толкнуть подростка в первый раз попробовать спиртное, а затем заставить употреблять алкоголь уже систематически. Зачастую депрессия становится причиной плохого поведения ребенка, и он начинает нарушать установленные правила. Депрессия может толкнуть его и к наркотикам. С помощью таких подозрительных, иллюзорных средств, как алкоголь, наркотики, подросток пытается поднять свое настроение и убежать от преследующей его грусти, печали и одиночества.

Первый вид депрессии – отчаянье, бунт [4; 218].

Примерный мальчишка, до этого отличавшийся хорошим поведением, вдруг начинает вести себя грубо, в одночасье превратившись в угрюмого и озлобленного человеконенавистника. Ребенок перестает слушаться учителей и родителей, систематически нарушает поведение. Действуя наперекор всем, от происходящего в итоге страдает более всего он сам. Вредит своим поведением он прежде всего самому себе, начинает прогуливать занятия, присоединяется к подозрительной компании, но при этом нигде не может найти себе успокоения от того душевного беспокойства, которое преследует его день и ночь. Такие дети проявляют агрессию и склонны к алкоголю. На всех поступках подростка лежит странная печать какого-то дикого, но запрятанного далеко внутрь отчаяния. Самое удивительное — то, что от всех этих хулиганских выходок, драк и скандалов он никакого удовольствия вовсе не получает.

Агрессия такого подростка прежде всего направлена на своих близких и на воспитателей. Особенный же его гнев вызывают более удачливые сверстники, отличники-интеллектуалы — любимцы учителей или румяные маменькины сынки, торопливо бегущие со скрипкой в музыкальную школу. Подростки с депрессией типа «отчаяние – бунт » могут перенести гнев и на собственную персону. Тут может быть и самоистязание, и даже попытка суицида.

Известно, что дети с такого рода депрессией чаще отрицают свое сдавленное настроение. Они не признаются ни себе, ни другим в том, что угнетенное состояние это их постоянный спутник, что их чуть ли не каждый день навещают мысли о собственной неполноценности и несостоятельности. Но где-то там, внутри эти переживания у них, естественно, присутствуют. Время от времени истинные чувства дают о себе знать какими-то случайно вырвавшимися фразами и замечаниями по поводу ничтожности жизни и своего глупого, никчемного места в ней. Подросток вдруг начинает вести себя так, как будто специально хочет вызвать порицание. Иногда же устраивает все таким образом, чтобы его избили. При разговоре с родителями или педагогами он вовсе не склонен признаваться в своих переживаниях. Такие дети насторожены и неприветливы со взрослыми, закрыты и неискренни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Выводы экспериментальной части
Качественный и количественный анализ данных теста личностных характеристик, показал следующее: · у детей обучающихся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис­ключением фактора Сложность, где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистическ ...

Разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью во внеклассной трудовой деятельности
Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебных учреждениях. Работа строилась на следующих принципах. 1. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из 2 и 4 уровня, при этом учитывали не только умения, темп их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу. 2. Во время дежурств по столовой иног ...

Приемы и способы научной классификации
Полученные данные (независимо от канала) могут объединяться (9). Предположим, что мы обследовали некоторую обширную выборку испытуемых (Иванов, Сидоров, Петров, Федоров) по психологическим проявлениям, которые мы можем условно обозначить как А, В, С, D, и свели их в единую таблицу. Таблица 2. Гипотетические показатели гипотетических ре ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru