Конфликт как один из факторов несовместимости.
Страница 1

Во взаимоотношении летчиков можно встретить случаи обострения противоречий, которые существенно сказываются на самочувствии отдельных военнослужащих и деятельности летного экипажа в целом. Подобные противоречия называются конфликтами.

Конфликт означает противоборство между летчиками, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взгляды и привычки поведения, доказывают свою правоту, пытаются самоутвердиться в экипаже. Конфликт затрагивает положение летчика в обществе, экипаже, его авторитет и личное достоинство. Конфликт – это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей.

С учетом количества летчиков, участвующих в конфликте, можно различить парные конфликты, в которых действуют два человека (командир – подчиненный, два летчика) внутри экипажа, охватывающие несколько летчиков, между экипажами и всеобщие конфликты, вовлекающие почти весь экипаж.

В зависимости от психологического состояния конфликтующих сторон конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным напряжением и без эмоционального напряжения. Психология личности такова, что к борьбе она относится не спокойно. Такие эмоции как обида и злость, страх и гнев, возмущение и презрение, в значительной степени возбуждают личность и заставляют ее вести противоборство с эмоциональным накалом и страстью. Эмоционально неуправляемые конфликты протекают в виде резкого и грубого разговора, пререканий и ссор. Под влиянием эмоций индивид может допустить опрометчивый поступок, о котором в последствии будет жалеть.

Любой конфликт, будучи динамическим явлением, проходит следующие стадии: возникновение, существование конфликта, поиск средств устранения конфликта и его затухание. Конфликт может возникнуть либо стихийно, либо по чьей-то инициативе. Возникнув, он может сразу же угаснуть (кратковременный конфликт), продолжаться определенное время (длительный конфликт) или же зайти в тупик (затяжной конфликт). Длительность конфликта обусловлена неумением противоборствующих сторон разрешить его, недостаточным взаимопониманием или чрезмерной эмоциональностью партнеров, другими причинами. Особенно важно вовремя найти средства устранения конфликтов, подсказать противоборствующим сторонам верное решение и сделать конфликт управляемым. Затухание конфликта проходит по разному. Он может прекращаться либо без вмешательства посторонних при полной пассивности самих участников, либо с помощью командира, сослуживцев [17].

Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни воинского экипажа. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом превращать их в мобилизирующую экипажную силу.

В экипажах неизбежны разногласия, споры и даже конфликты, обусловленные различиями в понимании новых идей, методов и форм разрешения учебно-боевых и творческих проблем и т. п. Выбор правильных решений, стимулирование инициативы возможны при соблюдении ряда этических условий, особенно этики субординации, когда старший командир экипажа не подчеркивает своего преимущества, а младший имеет право на собственное мнение и несет ответственность за его аргументацию.

Наиболее важными условиями разрешения деловых споров являются:

взаимное стремление выслушать товарища, понять смысл предложений, оценить сказанное, отбросив личные предубеждения;

уважение точки зрения и мнения собеседника;

умение тактично опровергать высказанное собеседником и в корректной форме предлагать свою точку зрения;

умение спокойно воспринимать критику и критиковать, прежде всего, суть дела, факты;

умение быстро и решительно признавать свои ошибки.

На заключительной стадии делового конфликта признавать наиболее правильные точки зрения, определять сферу выясненного, убеждаться в том, не остался ли у собеседника неприятный психологический осадок в итоге спора, а в случае необходимости принести извинения.

Таким образом, знание основных усилий разрешения деловых конфликтов может помочь командиру оперативно устранить конфликты между подчиненными.

Наблюдаемые в летных экипажах конфликты носят служебный и неслужебный характер. Служебные конфликты – это конфликты между командирами и подчиненными, между подчиненными и командирами, между военнослужащими в равных звеньях и должностях.

Причинами конфликтов, наряду с недостаточной профессиональной подготовкой, являются: нарушение режима труда, отдыха и питания, безразличия к профессиональному долгу, неудовлетворительное отношение в семье, невнимание командира – руководителя к нуждам подчиненных и подавление их самостоятельности, нарушение техники безопасности, аморальное поведение, неоптимальное сочетание возраста членов экипажа, заискивание перед старшим начальником, стремление выдвинуться по службе за счет других, неравномерная нагрузка на работе (в наземных условиях), несправедливое распределение материальных благ и моральных поощрений [8]. При этом чаще всего конфликтные ситуации возникают в профессиональных звеньях "командир – штурман" и "командир – помощ-ник".

Страницы: 1 2

Обманы чувств
Галлюцинации. Одним из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях являются галлюцинации. Галлюцинациями в психиатрии называют ложные восприятия. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат речь, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет. ...

Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успе ...

Нарушение мотивационного компонента восприятия
Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями: а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия; б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия. О значении личностного фактора в перцептивной деятельности говорят данн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru