Межличностные и групповые конфликты
Страница 1

Материалы » Основы возникновения конфликта » Межличностные и групповые конфликты

Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования привлекают не только психологов, но философов, социологов, юристов. Таким образом, можно говорить о конфликте как о междисциплинарном феномене, что находит свое отражение и в существующем множестве определений этого термина.

В психологии также не существует полного единодушия по поводу определения понятия «конфликт». В бихевиоризме конфликт понимается как состояние наличия альтернатив реагирования, по мнению приверженцев когнитивной психологии, конфликт — это столкновение феноменов сознания желаний, ценностей, идей, целей, а в психодинамической концепции конфликт рассматривается как одновременная актуализация нескольких мотивов, побуждающих человека к действию. Каждое из психологических направлений делает акцент на одну из составляющих конфликта: действие, образ, мотив. Ряд зарубежных психологов стремились создать общую теорию конфликта (Л. Козер, К. Боулдин, Т. Шеллинг и др.). Разработка проблемы конфликта в отечественной психологии связана с именами А.А. Ершова, В.М. Шаленко, Н.В. Гришиной, С.Н. Ериной, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк и других. Возникает необходимость в определении этого процесса, которое объединяло бы большинство точек зрения. Поэтому одним наиболее общих и простых является определение, где конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Типология конфликта. Анализируя литературу, посвященную проблеме конфликта, можно выделить типы конфликтного взаимодействия. А. Рапопорт отметил, что нельзя анализировать некий «усредненный» конфликт, и выделил типы конфликтов на основании формы их взаимодействия:

• Конфликты - «схватки». Противников разделяют непримиримые противоречия, и рассчитывать можно только на победу.

• Конфликты - «дебаты». Здесь возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс.

• Конфликты - «игры». Обе стороны действуют в одних и тех же правилах, поэтому они никогда не завершаются и не могут разрешиться разрушением всей системы отношений.

Создание теории игр направлено на выяснение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей конкурентного взаимодействия. Существуют игры со строгим соперничеством и с нестрогим соперничеством. Наиболее распространенной является игра «дилемма узника», заключающаяся в выборе между индивидуальными интересами и благополучием общества.

Наиболее часто употребляемыми критериями для выделения видов конфликта являются «вид структурных отношений» и «тип участника». М. Дойч выделил по этим двум критериям такие виды конфликта, как внутриличностный — межличностный, внутригрупповой — межгрупповой, внутринациональный — международный. Для анализа социального конфликта в 1979 году В.А. Сосниным была создана концептуальная схема, раскрывающая его многоуровневый характер. Автор выделил 4 уровня анализа социального конфликта: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический. Каждый уровень предполагает специфическую причину, цель конфликта, а также форму взаимодействия (от эволюционно-революционного скачка на социально-философском уровне до компромисса и конфронтации на индивидуально-психологическом уровне) и последствия. В конфликтной ситуации важным является представление о ней у субъектов общения. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий, но субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Агрессивные дети как группа социального риска. Теоретический аспект агрессии
Агрессивность в об­щих чертах понимается как целенаправ­ленное нанесение физического или психичес­кого ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факто­ры. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитан ...

Феномен лидерства
Текущая версия (не проверялась) Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для ...

Основные формы отношения к болезни и их коррекция
В психиатрии процесс формирования у больного отношения к болезни и всему, что с ней связано, анализируется не очень широко. В "большой" психиатрии изучаются преимущественно тяжелые формы психозов, при которых грубо измененное сознание является не столько выражением "внутренней картины болезни", сколько самой психичес ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru