Межличностные и групповые конфликтыСтраница 4
• Сотрудничество. Поведение, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
• Компромисс. Поведение, направленное на урегулирование разногласий путем взаимных уступок.
• Избегание. Заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
• Приспособление. В поведении наблюдается тенденция сглаживать противоречия в ущерб собственным интересам.
4. Разрешение конфликта. Свое разрешение конфликтное взаимодействие получает как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования представлений о нем у оппонентов (Л.А. Петровская). Разрешение может быть частичным (конфликтные действия исключаются, но остается побуждение к конфликту) и полным (конфликт устраняется как на уровне внешнего поведения, так и на уровне внутренних побуждений, как на субъективном, так и на объективном уровнях). Следовательно, возможны следующие варианты разрешения конфликта:
1) полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации. Например: пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;
2) частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;
3) полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия, изменения образов конфликтной ситуации.
Главные предпосылки для урегулирования конфликта следующие:
— конфликтующие стороны должны быть сами по себе организованы;
— каждая из конфликтующих сторон должна быть готова признать законность требований другой стороны и принять результат урегулирования конфликта, даже если он оказался вне ее интересов;
— конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности.
Говоря о конфликтном взаимодействии, о его характеристиках и специфике, не надо забывать, что, в конечном счете, главным действующим лицом является конкретная личность. Внимание на личностные причины конфликта обращают авторы, занимающиеся изучением причин неврозов: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, В.Н. Мясищев, А.И. Захаров, Д.Б. Карвасарский и др.
З. Фрейд в центр конфликтного существования человека поставил комплекс Эдипа. А. Адлер — чувство неполноценности. К. Хорни во главу угла поставила базальную тревожность. В результате неблагоприятных условий развития и воспитания появляется незаметно подкрепляющееся, усиливающееся, всеохватывающее чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире. Отдельные острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизируются в склад характера.
В.Н. Мясищев через категорию «отношения» проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности со средой. Психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно оцениваемых, сознательно избираемых отношений к действительности. Она представляет собой интериоризированный опыт взаимоотношений человека с другими людьми в условиях социального окружения.
Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей,
посещающих и не посещающих детский сад
1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому.
Рассмотрим анализ анкетирования родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому». Были получены следующие результаты: дети первой группы не испытывают серьезные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим вз ...
Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и
подростков-инвалидов по зрению. Исследование особенностей
самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов п
Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровы ...
Экстремальные ситуации и их психотравмирующий потенциал
Природные катастрофы: землетрясения; цунами; наводнения; селевые потоки; сход ледника; тайфуны и др. Эпидемии. Препятствия непреодолимой силы и их последствия: разрушения водопроводов, резервуаров с пригодной для питья водой; разрушения канализационных систем; вероятность масштабных эпидемий и др.
Техногенные катастрофы: взрывы газа; а ...