Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Страница 3

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Рисунок 3. Интенция самопрезентации в структуре дискурса психологического консультирования. Фрагмент

Такая интенциональная организация отвечает нашей концепции самопрезентации и согласуется с представлением об интенциональной основе других видов дискурса. [5, C. 62] Описанный в работе фрагмент интенциональной структуры представляется нам центральным и основным в условиях психологического консультирования.

В целом проведенное исследование дает основание заключить: интенция самопрезентации имеет в консультационном дискурсе своеобразное проявление. Ее основными составляющими являются направленность клиента на себя (характеризация) и направленность на психолога (получение помощи). Последняя составляющая выступает более общей. Она обусловливает характер самопрезентации и во многом определяет актуальное интенциональное состояние клиента.

Помимо стремления представить себя как человека больного и обнаружить свои позитивные качества (социально одобряемые профессиональные и личностные) были выделены следующие интенции, выраженные в менее явной форме:

-самообвинение («много ошибок сделал сам», «сам я ненормальный»);

-самооправдание («не могу работать – плохо чувствую себя», «боролся до последнего», «если бы не девушка – здесь не лежал бы»).

Кроме этого, был выявлен такой обычный референциальный объект этого вида дискурса, как «внешние обстоятельства», которым клиент атрибутирует причины своего состояния («дома – стрессы», «профессия, развод»). Выявляется также объект «другие» (врачи, близкие). Который, как правило, связан с обвинениями со стороны клиента («родители, которые кричат, называют уродом», «врачи не помогли»).

На следующем этапе работы стояла задача охарактеризовать интенциональную структуру дискурса психологического консультирования в целом с учетом выявленных интенций, их иерархии и взаимосвязей.

Чтобы подойти к этому вопросу, Т.А. Кубрак была описана интенциональная структура каждого отдельного случая. Как и следовало ожидать в различных интервью (беседах с клиентом) на первый план могут выходить одни интенции, и отсутствовать другие.

Рассмотрим несколько вариантов интенциональных структур.

В варианте, показанном на рисунке 4, направленность на психолога - получение помощи, являясь наиболее общей, обусловливает форму позитивной самохарактеризации, которая, в свою очередь, связана с непринятием болезни. Самооправдание также работает на позитивное представление себя, и ему, в свою очередь, способствует атрибуция причин своего состояния внешним обстоятельствам и обвинение других.

Рисунок 4. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Интенциональная структура другого случая (рис.5) в целом сходна, хотя в ней отсутствуют некоторые интенции (обвинения, непринятие болезни), актуальные в предыдущем варианте.

Рисунок 5. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Несколько по-другому выглядит третий случай (рис.6). Здесь мы также можем выстроить цепочку от более общей составляющей интенциональной структуры – позитивной презентации себя, к самооправданию и обвинению других. Направленность на психолога, заключающаяся в стремлении получить помощь, не выражена здесь в явной форме, тем не менее, она также обуславливает позитивную самохарактеризацию.

Страницы: 1 2 3 4

Дисфункции.
Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных последствий, от дисфункций. Любая позитивная функция конфликта имеет негативную сторону. Та и другая проявляются в определенной ситуации, на определенной стадии конфликта, в результате целенаправленных действии противоборствующих субъектов. Объективные последствия конфликта ( ...

Трудовой пост и его структура
Ключевым компонентом основных понятий, характеризующих профессиональную трудовую деятельность, является "трудовой пост". ► Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и зафиксированную документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вешей, ...

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряжен ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru