Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Страница 3

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Рисунок 3. Интенция самопрезентации в структуре дискурса психологического консультирования. Фрагмент

Такая интенциональная организация отвечает нашей концепции самопрезентации и согласуется с представлением об интенциональной основе других видов дискурса. [5, C. 62] Описанный в работе фрагмент интенциональной структуры представляется нам центральным и основным в условиях психологического консультирования.

В целом проведенное исследование дает основание заключить: интенция самопрезентации имеет в консультационном дискурсе своеобразное проявление. Ее основными составляющими являются направленность клиента на себя (характеризация) и направленность на психолога (получение помощи). Последняя составляющая выступает более общей. Она обусловливает характер самопрезентации и во многом определяет актуальное интенциональное состояние клиента.

Помимо стремления представить себя как человека больного и обнаружить свои позитивные качества (социально одобряемые профессиональные и личностные) были выделены следующие интенции, выраженные в менее явной форме:

-самообвинение («много ошибок сделал сам», «сам я ненормальный»);

-самооправдание («не могу работать – плохо чувствую себя», «боролся до последнего», «если бы не девушка – здесь не лежал бы»).

Кроме этого, был выявлен такой обычный референциальный объект этого вида дискурса, как «внешние обстоятельства», которым клиент атрибутирует причины своего состояния («дома – стрессы», «профессия, развод»). Выявляется также объект «другие» (врачи, близкие). Который, как правило, связан с обвинениями со стороны клиента («родители, которые кричат, называют уродом», «врачи не помогли»).

На следующем этапе работы стояла задача охарактеризовать интенциональную структуру дискурса психологического консультирования в целом с учетом выявленных интенций, их иерархии и взаимосвязей.

Чтобы подойти к этому вопросу, Т.А. Кубрак была описана интенциональная структура каждого отдельного случая. Как и следовало ожидать в различных интервью (беседах с клиентом) на первый план могут выходить одни интенции, и отсутствовать другие.

Рассмотрим несколько вариантов интенциональных структур.

В варианте, показанном на рисунке 4, направленность на психолога - получение помощи, являясь наиболее общей, обусловливает форму позитивной самохарактеризации, которая, в свою очередь, связана с непринятием болезни. Самооправдание также работает на позитивное представление себя, и ему, в свою очередь, способствует атрибуция причин своего состояния внешним обстоятельствам и обвинение других.

Рисунок 4. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Интенциональная структура другого случая (рис.5) в целом сходна, хотя в ней отсутствуют некоторые интенции (обвинения, непринятие болезни), актуальные в предыдущем варианте.

Рисунок 5. Вариант интенциональной структуры консультационного дискурса

Несколько по-другому выглядит третий случай (рис.6). Здесь мы также можем выстроить цепочку от более общей составляющей интенциональной структуры – позитивной презентации себя, к самооправданию и обвинению других. Направленность на психолога, заключающаяся в стремлении получить помощь, не выражена здесь в явной форме, тем не менее, она также обуславливает позитивную самохарактеризацию.

Страницы: 1 2 3 4

Вывод
Как известно, постсоветское российское общество претерпело значительные изменения: утрачены прежние идеологические ориентиры, произошло резкое расслоения населения по уровню материального благополучия, повысилась мобильность людей и в то же время ослаб социальный контроль за их поведением. Возросли опасения, тревоги, страхи. Названые я ...

Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ
Экзистенциальный вакуум, давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек, требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологического стресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления и тщательного анализа предлагаемой им системы ценностей, либо просто не хотят и боятся разочаровать ...

Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ г.Зеи
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: · обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой; · обучение дошкольников п ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru