Психофизиолгические особенности темперамента
Страница 1

Материалы » Исследования индивидуальных различий людей » Психофизиолгические особенности темперамента

Первая попытка разделить людей по темпераменту на группы принад­лежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, объясняя природу индивидуальных особенностей поведения людей различием про­порций '"жизненных соков" тела: крови (сангвис), слизи (флегма), желтой или едкой желчи (холес) и черной желчи (меланхолес) Позднее предприни­мались и другие попытки классифицировать темпераменты по иным сопутствующим признакам. Так возникли конституционная теория темпера­ментов, гормональная теория и др[1,56]

Павлов к этому вопросу подошел с позиций рефлекторной теории высшей нервной деятельности и в основу классификации положил особен­ности возбудительного и тормозного процессов, которые, как теперь стало ясно, определяются нейрохимией мозга.

Первым показателем типологических, различий, по Павлову, является сила возбудительного процесса, определяемая, по скорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сидя тормозного процес­са, которая выявляется но скорости выработки внутреннего торможения. И, наконец, третий показатель - подвижность нервных процессов - определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в ряде других дополнительных проб)[4,89]

В классификации Павлова (как и у Гиппократа) различают, четыре темперамента, которые Павлов называет типами высшей, нервной. деятельности. Это:

1 — живой тип (соответствует сангвинику Гиппократа), характе­ризующийся большой силой возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (тип сильный, уравновешен­ный, подвижный);

2 — спокойный тип (соответствует флегматику Гиппократа), обла­дающий .высокой силой и достаточной уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов, но малой их подвижностью (тип сильный, уравно­вешенный, инертный);

3 — безудержный тип (соответствует холерику Гиппократа), имею­щий сильный возбудительный процесс при слабом тормозном (тип сильный, но неуравновешенный)',

4 — слабый тип (соответствует меланхолику Гиппократа), отличаю­щийся малой силой возбудительного и активного тормозного процессов.

Характер индивида зависит в основном от прирожденного темпера­мента (генотипа). Однако на поведение оказывает большое влияние также и воспитание, формирующее фенотип[2,78].

Сегодня понятно, что типология индивида четко связана с нейрохимией мозга, которая, естественно, генетически предопределена. Однако поведение обусловлено не только генотипическими особенностями человека (и животного), но и его фенотипом, становление и возможности которого бесспорно обеспечиваются не только воспитанием и обучением, но и адап­тивностью личности (которая также психофизиологически, а равно и нейрохимически, предопределена), ограничивающей диапазон возможных ее перестроек. Так, более адаптивны "норадреналовые" типы от холерика до сангвиника (со всеми промежуточными формами сангвохолериков, об­разующих континуум) и менее адаптивны "ицетилхолиновые" — от меланхолика до флегматика (со всеми поромежуточными формами флегмомелинхоликов, также представляющими собой континуум). Степень же адаптивности сангвофлегматиков зависит от удельного ве­са сангвинического и флегматического звена в темпераменте индивида[6,91].

Страницы: 1 2 3

Механизмы изменения мотивации
Существуют общие закономерности изменения мотивации, которые можно назвать механизмами изменения мотивации. Это такие механизмы как сдвиг мотива на цель, сдвиг мотива на средство и механизм принятия и усвоения социальных ролей. Остановимся подробнее на первом механизме, поскольку изменение мотивации и во втором и в третьем механизмах из ...

Необходимость социального педагога в формировании коммуникативных навыков младших школьников
Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог. Социальный педагог - сотрудник, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность п ...

Результаты исследования социальных представлений студентов о карьере. Социальные представления о карьере у студентов 1 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики. Таблица 3 - Результаты описательной статистики Показатели Кол-во респон. Ср ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru