Позиционные и конфликтные справедливости
Страница 1

Материалы » Основы возникновения конфликта » Позиционные и конфликтные справедливости

Основополагающим фактором сохранения равновесного состояния как инвариантной формы нормы и ее оценки на любых социальных уровнях организации общественных отношений является понятие справедливости, или как его определяют Р. К. Хьюсман и Д. Д. Хэтфилж - фактора справедливости в отношениях между людьми. Именно чувство справедливости определяет устойчивые или нормальные отношения. В свою очередь ощущение справедливости формируется и воспринимается, с одной стороны, условиями социальной среды, а с другой - психофизиологическими особенностями личности, и не могут быть одинаковыми у всех индивидуумов. Фактор справедливости во взаимоотношениях строится на двух действиях: дать и получить. Для сохранения равновесных (хороших) отношений необходимо как давать, так и получать.

На межличностные или межгрупповые отношения влияют не намерения, не усилия и количество времени, потраченные на развитие этих отношений, а то, как они воспринимаются другим человеком. В данном случае оценка действительности является отражением восприятия принимающего ее и, естественно, несет определенную субъективность.

В своих отношениях, делается ли это сознательно или подсознательно, как правило, люди отдают, чтобы получить. Это могут быть прямые межличностные отношения либо опосредованные через одно или нескольких лиц: отдаленные во времени, месте или их значимости (силы воздействия). Многогранность деятельности порождает адекватные взаимоотношения как свое внешнее отображение. В обмене результатами своей деятельности каждая из сторон ценит то, что для нее требует больших усилий для их достижения. Всегда отдается то, что легче делается или достигается взамен за то, что составляет трудность или невозможность сделать самому. Сравнение такого обмена и рождает чувство справедливости. Естественно, что оно носит субъективный характер, который зависит от сочетания многих факторов. В данном случае, говоря о некой общей норме справедливости, вновь приходим к вероятностной природе ее понимания с некоторой усредненной характеристикой и допустимыми границами ее соблюдения или согласия.

Фактор справедливости в изложенном представлении давно сформулирован и используется в психологии, антропологии, экономике, философии. Впервые это понятие было определено более 2 тыс. лет назад. Так, в работе Аристотеля "Никомахова этика" говорится, что суть человеческих взаимоотношений заключается в том, что люди отдают и получают. "Само существование государства, - подчеркивал мыслитель, - зависит от взаимодействия в обмене результатов труда, связывающих людей". Построение отношений по принципу "дать, чтобы взять" нашло свое отражение в экономической истории ХVIII-ХIХ вв., в частности в работах Дж. Стюарта Милля, А.Смита и И.Бентама. А.Смит в своей книге "Могущество наций" говорит: "Мы ожидаем получить наш обед не вследствие благотворительности мясника, повара или пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах".

Известно, что непрерывный обмен привел к необходимости создания унифицированного эквивалента - денег. Но в повседневных взаимоотношениях межличностного обмена люди обмениваются гораздо большим, чем деньги с постоянной оценкой за то, что приобретается. Это и является основой справедливости.

Замена понятия нормы на справедливость не решает проблему количественной оценки этой характеристики, но делает ее более понятной в плане соотношений "что я даю?", "что я получаю?" и наполняет норму конкретным социально-средовым содержанием, что отражает ценности конкретной социально-психологической среды. Если бы этот обмен измерялся некоторым эквивалентом, то возможно введение его меры. Такими эквивалентами во многих случаях выступают материальные ценности, которые всегда имеют стоимость, но это только часть взаимоотношений как индивидуальных, так и коллективных. Намного более сложной является оценка духовной стороны отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вывод
Вследствие проведённого мной эксперимента и наблюдений выяснилось, что секта мормонов является деструктивной религиозной организацией, влияние которой пагубно отражается на психическом и духовном здоровье тех, кто в неё попадает. У этой секты специфическая структура – пирамидное, иерархически организованное устройство типа сетевого биз ...

Знакомство
Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть своё имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем расс ...

Заключение.
Итак, девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индиви ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru