Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Страница 1

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Для сопоставления мы рассмотрим интенцию самопрезентации в ситуации психологического консультирования (первичная беседа), предполагающей непосредственное общение собеседников. Эти исследования проводились Т.А. Кубрак.

В этих условиях интенциональная направленность на себя одного из собеседников (клиента), очевидно, является явно выраженной. Кроме того, диалогический характер общения позволяет учитывать обратную связь на сказанное, отраженную в репликах собеседника. Беседа психолога и клиента записывалась на диктофон. После беседы клиенту предлагалось ответить на вопросы анкеты, связанные с содержанием беседы. Производилась транскрипция звучащей речи по специальной методике. Полученный материал подвергался интент – анализу. Согласно использованной методической схеме, на первом этапе в анализируемых транскриптах выделялись основные обсуждаемые объекты и приписываемые им характеристики (дескрипторы). Далее осуществлялась типологизация дескрипторов и реконструкция соответствующей интенциональной направленности. Валидизации анализа служило сравнение полученных результатов с субъективным отчетом самого клиента (по материалам анкеты).

В результате анализа 20 записанных бесед были получены следующие результаты. В коммуникативной ситуации «психолог – клиент» главным референциальным объектом высказываний клиента является собственное «Я». Дескрипторы данного объекта отражают линии самопрезентации (точнее самохарактеризации) говорящего. По каким же основным линиям она осуществляется при психологическом консультировании? Согласно полученным данным, самохарактеризация направлена, главным образом, на описание внутренней жизни человека. В текстах преобладают высказывания, касающиеся болезненных ощущений («нарушения сна меня беспокоят», «боялся из дому выйти»), действий, связанных с болезнью («была попытка суицида», «ушел в другую больницу»). Такого рода высказывания могут составлять более 50% высказываний клиента. Выраженность данной интенциональной направленности дополнительно возрастает за счет также обычных, но менее частотных высказываний по поводу проблем в общении, своей несостоятельности в работе или учебе («с друзьями в последнее время не встречаюсь», «не могу нормально работать»).

Вывод о том, что направленность на представление себя как человека больного, имеющего определенные психологические проблемы, является основной в условиях психологического консультирования, подтверждается субъективным отчетом клиента по поводу состоявшейся беседы. На вопрос анкеты: «Как Вы полагаете, что Вы рассказали о себе во время беседы?», – подавляющее большинство ответило, что это - рассказ о своих болезнях и болезненных состояниях («рассказал о своем психическом состоянии», «описал свое состояние здоровья», «говорил о своем психологическом заболевании»).

Зададимся вопросом, существуют ли в анализируемых материалах иные, возможно, менее явные формы проявления той же доминирующей интенциональной направленности? В этой связи обращает внимание, что в основной массе тексты рассказов о себе охватывают период жизни от начала болезни или какого-то травмирующего события до настоящего времени. Встречаются, однако, и высказывания, ориентированные на самохарактеризацию в прошлом, до возникновения болезненного состояния. Это или прямые высказывания о том, «каким я был», или описания действий, представляющих человека как здорового, успешного, причем нередко через высказывания, относящиеся к другим людям («друзья знали меня, как другого человека»). Такая позитивная презентация себя в прошлом, доболезненном периоде жизни, очевидно, также служит цели представления себя в настоящем как человека нездорового. В отличие от рассмотренных ранее прямых высказываний о своем болезненном состоянии здесь соответствующая характеризация осуществляется косвенно: посредством противопоставления себя в прошлом и настоящем.

Страницы: 1 2 3 4

Основные правила поведения на работе
Как к кому следует обращаться. В каждой фирме существует свой собственный «табель о рангах». Есть сотрудники, которых называют по имени, к другим обращаются только по имени отчеству. Вновь принятые на работу должны внимательно присматриваться к манере общения сослуживцев друг с другом и следовать их примеру. Если вы входите в число от ...

Влияние различных видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что быстро заучивающие ...

Приложения
Приложение 1 Тест профессиональных интересов (Голланд) % % 100 100 90 90 80 80 70 70 60 60 50 50 40 40 30 30 20 20 10 10 0 янв. февр. март апр. 0 янв. февр. март апр. а. б. Рисунок 1. Контрольная группа: Дифференцированность личности – 41% февраль – 48% апрель Экспериментальная группа: Д ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru