Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы
Страница 1

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы

Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: в воспитании уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии.

Это проблема комплексна, многоаспектная, включающая социальные. Экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано.

Важным вопросом в профориентации является раскрытие понятий “профессия”, “специальность” и “должность”, их состава и назначения в основных сферах общественного производства.

Профессия — это группа родственных специальностей и в переводе с латинского означает “официально указанное занятие”, “объявляю своим делом”. Например, профессия: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще учителя, токаря или врача, а есть например, учитель русского языка, учитель физики, учитель математики и т.д., мысленно относящиеся к группе “педагогической профессии”.

Таким образом, под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Понятие “профессия” является родовым по отношению к понятию “специальность”. А разнообразные специальности – видовым по отношению к профессии. Особняком стоит понятие “должность”.

Должность — служебное место (положение) в каком-либо государственном или общественном учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник или технолог производства), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальностям в определённой сфере деятельности.

Отрасли знания, которые изучает мир профессий, называется профессиографией. А документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, - профессиограммой. Это информационный документ, необходимый для ознакомления с избираемой профессией, и отправной момент для разработки психофессиограммы, т.е. оценки психических и физиологических особенностей человека, которые необходимы для освоения данной профессии.

Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворенность полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительностью труда, сменой трудовой деятельности.

Интерес к определённому виду деятельности возбуждает непосредственно читательский интерес, а тот, в свою очередь, обеспечивает овладение теоретическим материалом и способствует формированию объективного представления о профессии. Это требует работы с профессиографической литературой, ознакомления с экономическими и кадровыми проблемами города (районов), школы, знакомство с основными профессиями предприятий и организаций, производственного окружения школы.

Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Этапы карьеры
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное-специфику индивидуаль ...

Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами интересы ребёнка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточны сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители ...

Управление процессом группового принятия решений. Закономерности структурной организации принятия группового решения.
В результате специальных исследований ученые выяснили, что процессы группового принятия решений организованы в общем виде на основе структурно-уровневого принципа и образуют определенную иерархию, включающую пять основных уровней: квазигрупповой, агрегативно-групповой, локально-групповой, интегративно-групповой, метагрупповой.[1] В осно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru