Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы
Страница 1

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы

Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: в воспитании уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии.

Это проблема комплексна, многоаспектная, включающая социальные. Экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано.

Важным вопросом в профориентации является раскрытие понятий “профессия”, “специальность” и “должность”, их состава и назначения в основных сферах общественного производства.

Профессия — это группа родственных специальностей и в переводе с латинского означает “официально указанное занятие”, “объявляю своим делом”. Например, профессия: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще учителя, токаря или врача, а есть например, учитель русского языка, учитель физики, учитель математики и т.д., мысленно относящиеся к группе “педагогической профессии”.

Таким образом, под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Понятие “профессия” является родовым по отношению к понятию “специальность”. А разнообразные специальности – видовым по отношению к профессии. Особняком стоит понятие “должность”.

Должность — служебное место (положение) в каком-либо государственном или общественном учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник или технолог производства), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальностям в определённой сфере деятельности.

Отрасли знания, которые изучает мир профессий, называется профессиографией. А документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, - профессиограммой. Это информационный документ, необходимый для ознакомления с избираемой профессией, и отправной момент для разработки психофессиограммы, т.е. оценки психических и физиологических особенностей человека, которые необходимы для освоения данной профессии.

Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворенность полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительностью труда, сменой трудовой деятельности.

Интерес к определённому виду деятельности возбуждает непосредственно читательский интерес, а тот, в свою очередь, обеспечивает овладение теоретическим материалом и способствует формированию объективного представления о профессии. Это требует работы с профессиографической литературой, ознакомления с экономическими и кадровыми проблемами города (районов), школы, знакомство с основными профессиями предприятий и организаций, производственного окружения школы.

Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Восприятие как познавательный психический процесс
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности . органов чувств. »(1, стр. 66) Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в т ...

Эмпирическое исследование особенностей воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье. Цель, задачи и методика исследования
Цель исследования явилось изучение особенностей семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: Разработать методику диагностики особенностей семейного воспитания младшего школьника с синдромом дефицита внимания ...

Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов п
Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровы ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru