Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы
Страница 1

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы

Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: в воспитании уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии.

Это проблема комплексна, многоаспектная, включающая социальные. Экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано.

Важным вопросом в профориентации является раскрытие понятий “профессия”, “специальность” и “должность”, их состава и назначения в основных сферах общественного производства.

Профессия — это группа родственных специальностей и в переводе с латинского означает “официально указанное занятие”, “объявляю своим делом”. Например, профессия: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще учителя, токаря или врача, а есть например, учитель русского языка, учитель физики, учитель математики и т.д., мысленно относящиеся к группе “педагогической профессии”.

Таким образом, под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Понятие “профессия” является родовым по отношению к понятию “специальность”. А разнообразные специальности – видовым по отношению к профессии. Особняком стоит понятие “должность”.

Должность — служебное место (положение) в каком-либо государственном или общественном учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник или технолог производства), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальностям в определённой сфере деятельности.

Отрасли знания, которые изучает мир профессий, называется профессиографией. А документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, - профессиограммой. Это информационный документ, необходимый для ознакомления с избираемой профессией, и отправной момент для разработки психофессиограммы, т.е. оценки психических и физиологических особенностей человека, которые необходимы для освоения данной профессии.

Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворенность полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительностью труда, сменой трудовой деятельности.

Интерес к определённому виду деятельности возбуждает непосредственно читательский интерес, а тот, в свою очередь, обеспечивает овладение теоретическим материалом и способствует формированию объективного представления о профессии. Это требует работы с профессиографической литературой, ознакомления с экономическими и кадровыми проблемами города (районов), школы, знакомство с основными профессиями предприятий и организаций, производственного окружения школы.

Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Деятельность
Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и осо ...

Понятие суицида
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверх ...

Игра «Счёт до десяти»
Все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустить свои носики вниз и сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru