Мотивация
Страница 1

Мотивация – система побуждений, вызывающих активность ребенка и определяющие ее направленность. Мотивационная сфера характеризуется широтой, гибкостью и иерархизированностью:

• широта - качественное разнообразие мотивационных побуждений (потребностей, мотивов, целей);

• гибкость - способность удовлетворять побуждения более общего уровня большим разнообразием побудителей более частного уровня;

• иерархизированность - соподчиненность составляющих мотивации (потребностей, мотивов, целей).

Мотивация учащегося имеет свои источники в практической деятельности (А.Н.Леонтьев). Объект соответствует цели, причина – мотиву, потребность – поведению. Таким образом, между структурой деятельности учащегося и строением его мотивации существуют отношения взаимного соответствия.

На эффективность деятельности учащегося огромное влияние оказывает общая направленность его мотивации (достижение результата или избегание поражения). Ориентирован ли учащийся на достижение цели или испытывает страх неудачи, всё это влияет на его активность и содержание этой активности. Ориентация на цель или страх неудачи как специфика мотивации учащегося связаны с семейными традициями воспитания и другими обстоятельствами его развития. Одобрение действий ребенка родителями, определённая доля свободы, система задач, которые он решает самостоятельно, помощь, но не замена его активности формируют деятельного, эффективного человека. Запрещающие, чрезмерно контролирующие, подменяющие активность ребенка активностью взрослого или попустительские стратегии воспитания, отсутствие системы задач, приводят к развитию у ребенка мотивации избегания неудачи или выученной беспомощности. Рассмотрим особенности деятельности ребенка в зависимости от общей направленности мотивации (таблица).

Таблица. Зависимость деятельности от общей направленности мотивации (Д.Маклеланд, Х.Хекхаузен)

Характеристики деятельности

Дети с мотивацией (мотивом)

Стремление к успеху. Позитивные переживания

Избегание неудач. Негативные переживания

Ситуации достижения, задачи деятельности

В поиске ситуаций достижения, задач деятельности

Избегают ситуаций достижения, задач деятельности

Цель

Выбирают цели посильные, выше средней трудности. Потребность достичь цели. Ожидание успеха. Позитивные переживания

Выбирают очень легкие или очень трудные цели. Потребность избежать неудачи. Ожидание неудачи. Негативные переживания

Действие

Проявляют настойчивость и самостоятельность. Осуществляют инструментальные действия, направленные на достижение цели. Позитивные переживания

Имеют склонностью к поиску помощи в любой деятельности. Осуществляют действия, направленные на избегание неудачи. Негативные переживания

Результат (оценивается в связи с уровнем притязаний)

Эффективны: в случае неудачи – снижают, в случае победы – повышают трудность задачи

Успех приводит их к выбору легкой цели, неудача - к выбору более трудной цели. Как неудача расценивается любой результат, не совпадающий с образцом

Оценка окружающих

Поиск обратной связи. Отсутствие страха критики, предпочтение критической оценки. Критика рассматривается как возможность для дальнейшего совершенствования продукта деятельности

Игнорирование. Страх перед оценкой окружающих. Страх критической оценки

Самооценка и атрибуция причин

Реалистична и устойчива. Успех считают своим, неудачу относят за счет обстоятельств

Завышенная, заниженная, неустойчивая. Успех относят за счет обстоятельств, неудачу – на свой счет (недостаток способностей)

Планирование временной перспективы

Реалистичное, у детей с высоким уровнем достижений – долгосрочное

Узкое или очень глобальное; у детей с высоким уровнем мотивации избегание – отклонение от умеренного планирования

Страницы: 1 2

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru