Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Страница 2

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Заслуживает внимание и другое. Встречаются случаи, когда рассказ о каком-то событии жизни как будто никак не связан с самопрезентацией и имеет вроде бы самостоятельное значение. В контексте целого, однако, он также увязывается с болезнью и служит более полному и глубокому раскрытию своего сегодняшнего состояния. Такое описание жизненных событий является еще одним способом представления себя в соответствии с основной линией характеризации. Интересно, что высказывания относительно будущего человека в анализируемых текстах практически отсутствуют.

Важно отметить, что, помимо рассмотренной основной линии характеризации, в исследуемых материалах обнаруживается и другая значительно менее выраженная составляющая. Выявляются высказывания, репрезентирующие личные качества и социальный статус говорящего («хирург», «неженат», «я – добрый»). Эта направленность обычно выражена незначительно (менее 10 %), и лишь в одной из бесед проявляется более чем в 30 % высказываний.

Таким образом, по результатам этой части исследования направленность на себя занимает центральное место в интенциональной структуре дискурса клиента. Основной линией самохарактеризации выступает представление себя как человека больного, отягощенного большим количеством разнообразных проблем. Присутствует также характеризация по линии социально одобряемых профессиональных и личностных качеств. Эта направленность выражена, однако, в рассматриваемом коммуникативном контексте весьма незначительно.

Закономерен вопрос: что стоит за подобной направленностью? Является ли она самодовлеющей или подчинена другим более общим устремлениям, актуальным в ситуации психологического консультирования?

Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать, что высказывания клиента имеют прямого адресата. Существуют данные, что разного рода реминисценции, описание событий и фактов подчинены в дискурсе целям текущей коммуникации. Как пишет Н.Д. Павлова, «важнейшей составляющей стоящего за речью интенционального состояния является направленность говорящего на собеседника – интенции, которые можно обозначить как диалогические», то есть связанные с процессом коммуникации. [7, C. 148]

Коммуникативная ситуация «психолог – клиент» предусматривает определенные правила, а также цели и задачи общения, которые априори стоят перед участниками коммуникации. Клиент приходит к психологу с намерением разрешить имеющиеся у него проблемы и получить помощь.

Соответственно, несмотря на то, что направленность на себя выступает наиболее явной характеристикой высказываний клиента, более общей интенциональной составляющей дискурса является направленность на адресата. Именно эта направленность, имеющая скрытый «затекстовый» характер, определяет интенциональное состояние клиента. Он стремится получить помощь. Эта направленность составляет верхний уровень интенциональной иерархии. Она модифицирует интенции следующего уровня, сообщая направленности на себя конкретный характер. Клиент представляет себя как человека, отягощенного определенными психологическими проблемами, и, тем самым, воздействует на адресата для получения необходимой помощи. Улавливается стремление вызвать отклик, сочувствие и, вместе с тем, стремление не уронить себя в глазах собеседника, повысив значимость собственного «Я» как человека, имеющего определенные профессиональные и личностные качества. Выявленные интенциональные структуры и их отношения иллюстрирует рисунок 3.

Страницы: 1 2 3 4

Польза повторения
Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторят ...

Приложения
Приложение 1 Социальный паспорт класса Классный руководитель: Фамилия _ Имя _ Отчество Класс Количество учащихся _ Кабинет _ Квалификация _ Образовательный уровень № Фамилия Имя Отчество Дата рожд. Домашний адрес Родители Место работы 1 2 3 4 5           &nbs ...

Деньги – инструмент власти в семье.
В наши дни вопрос о зарабатывании денег в семье стоит особенно остро. Неважно, кто зарабатывает деньги: мужчина, женщина, или они оба. В идеальной семье они складываются в общий котел, или кошелек, и распоряжаются ими супруги сообща (не считая, конечно, незначительных повседневных покупок). Если этого нет, то семьи могут удариться в про ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru