Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования
Страница 2

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования

Заслуживает внимание и другое. Встречаются случаи, когда рассказ о каком-то событии жизни как будто никак не связан с самопрезентацией и имеет вроде бы самостоятельное значение. В контексте целого, однако, он также увязывается с болезнью и служит более полному и глубокому раскрытию своего сегодняшнего состояния. Такое описание жизненных событий является еще одним способом представления себя в соответствии с основной линией характеризации. Интересно, что высказывания относительно будущего человека в анализируемых текстах практически отсутствуют. Club Vulkan на Андроид официальный сайт

Важно отметить, что, помимо рассмотренной основной линии характеризации, в исследуемых материалах обнаруживается и другая значительно менее выраженная составляющая. Выявляются высказывания, репрезентирующие личные качества и социальный статус говорящего («хирург», «неженат», «я – добрый»). Эта направленность обычно выражена незначительно (менее 10 %), и лишь в одной из бесед проявляется более чем в 30 % высказываний.

Таким образом, по результатам этой части исследования направленность на себя занимает центральное место в интенциональной структуре дискурса клиента. Основной линией самохарактеризации выступает представление себя как человека больного, отягощенного большим количеством разнообразных проблем. Присутствует также характеризация по линии социально одобряемых профессиональных и личностных качеств. Эта направленность выражена, однако, в рассматриваемом коммуникативном контексте весьма незначительно.

Закономерен вопрос: что стоит за подобной направленностью? Является ли она самодовлеющей или подчинена другим более общим устремлениям, актуальным в ситуации психологического консультирования?

Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать, что высказывания клиента имеют прямого адресата. Существуют данные, что разного рода реминисценции, описание событий и фактов подчинены в дискурсе целям текущей коммуникации. Как пишет Н.Д. Павлова, «важнейшей составляющей стоящего за речью интенционального состояния является направленность говорящего на собеседника – интенции, которые можно обозначить как диалогические», то есть связанные с процессом коммуникации. [7, C. 148]

Коммуникативная ситуация «психолог – клиент» предусматривает определенные правила, а также цели и задачи общения, которые априори стоят перед участниками коммуникации. Клиент приходит к психологу с намерением разрешить имеющиеся у него проблемы и получить помощь.

Соответственно, несмотря на то, что направленность на себя выступает наиболее явной характеристикой высказываний клиента, более общей интенциональной составляющей дискурса является направленность на адресата. Именно эта направленность, имеющая скрытый «затекстовый» характер, определяет интенциональное состояние клиента. Он стремится получить помощь. Эта направленность составляет верхний уровень интенциональной иерархии. Она модифицирует интенции следующего уровня, сообщая направленности на себя конкретный характер. Клиент представляет себя как человека, отягощенного определенными психологическими проблемами, и, тем самым, воздействует на адресата для получения необходимой помощи. Улавливается стремление вызвать отклик, сочувствие и, вместе с тем, стремление не уронить себя в глазах собеседника, повысив значимость собственного «Я» как человека, имеющего определенные профессиональные и личностные качества. Выявленные интенциональные структуры и их отношения иллюстрирует рисунок 3.

Страницы: 1 2 3 4

Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — это открытая форма существования про­тиворечий интересов, возникающих в процессе взаимодействия лю­дей при решении вопросов производственного и личного порядка. Предтечей конфликта в организации являет­ся социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряжен ...

Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесня ...

Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей III-го класса, в количестве 15 человек, Вульковской средней образовательной школы Лунинецкого района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице. Таблица 2.1 Социометрическая матрица результатов выборов Имена учеников № 1 2 3 4 5 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru