Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя. Психологический портрет эффективного руководителяСтраница 1
Согласно Л. Р. Кричевскому [27; 9], руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций.
Анализируя психологический портрет эффективного руководителя, Л. Р. Кричевский [27; 10] приводит критерии оценки эффективности руководителя (Рис. 1):
Психологические |
Непсихологические | |||||||||||||||||||||||||||||||
Удовлетворённость членством в трудовом коллективе и трудом |
Мотивация членов коллектива |
Авторитет руководителя |
Самооценка коллектива |
Результативность коллектива | ||||||||||||||||||||||||||||
Ориентация на действия |
Ориентация на качество |
Ориентация на нововведения |
Ориентация на рядового члена коллектива |
Ценностное руководство |
Ориентация на компетентность |
Скромный штат управления |
Свобода и жёсткость одновременно | |||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Критерии эффективного руководства коллективом.
Как видно из рисунка, критерии эффективности разделяются на два класса: психологические и непсихологические. Остановимся на психологических критериях, к которым относятся:
Удовлетворённость членством в трудовом коллективе различными его аспектами (отношениями с коллегами и руководителем, условиями труда, заработной платой и др.);
Мотивация членов коллектива (желание трудиться и стремление сохранить членство в коллективе);
Авторитет руководителя в коллективе;
Самооценка коллектива (касается ряда важных характеристик и представляет собой общий итог успешности его функционирования).
Учитывая выше приведённые критерии эффективности руководства, Л. Р. Кричевский [27; 13] приходит к выводу, что руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
Рассмотрим подробнее психологический портрет руководителя, в том числе и эффективного, в основе которого лежат три важные переменные: личность, стиль руководства и авторитет.
Тактика специалиста социальной работы при оказании коррекционной помощи детям
В понятие реабилитации детей, имеющих психофизиологические отклонения, входят следующие важнейшие моменты: развитие жизненно необходимых навыков, обучение, по возможности, чтению и письму, адаптация к детскому коллективу, которые должны осуществляться повседневно и ежеминутно. ...
Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами интересы ребёнка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточны сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители ...
Теоретическая часть. Сотрудничество
и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникал ...