Психофизиологические характеристики подросткового возраста
Страница 1

Материалы » Агрессия в подростковом возрасте » Психофизиологические характеристики подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями, которые влияют на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Изучением особенностей подросткового возраста занимались ученые различных отраслей: медицины, психологии, психиатрии, социологии. Особенного внимания заслуживают работы таких ученых, как Л. С. Выготский, В.Е. Смирнов, Л. И. Божович., А. Н. Леонтьев. Несмотря на разную расстановку акцентов, практически все они сходятся в одном: подростковый возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов. Пожалуй, лучше всего о противоречивости личности в этот период сказал А. Фрейд: "Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны".

Современные психологи (Р.С. Немов, Б.С. Волков) границами подросткового возраста считают период с 11-12 до 15-16 лет и, прежде всего, связывают его с перестройкой, происходящей в организме ребенка (половым созреванием), а также психологическим кризисом, который получил название "пубертатный"[5].

Пубертатный кризис может возникнуть и в 11,и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Половое созревание зависит от эндокринных изменений. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Увеличиваются рост и вес, изменяются пропорции тела. Это приводит к некоторой подростковой угловатости, часто в это время дети ощущают себя неуклюжими, неловкими. Повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания. Характерны сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно короткий период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Эмоциональный фон становится крайне неровным, нестабильным. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную и нежелательную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.

Половых гормонов у подростков вырабатывается больше чем у взрослых людей, что вызывает усиление секреции желез надпочечников, обычно вызывающей мобилизацию защитных сил организма. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей степени осознают истоки этого возбуждения, у девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, поддержке, любви).

Страницы: 1 2 3

Практическая часть
В исследовании приняло участие 48 учащихся (32 девушки и 16 юношей) 10-ых классов школы 98. В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этот вопрос. Из всех ...

Этапы развития цветовой символики
Мы выделяем три основных этапа развития цветового символизма [5]. Но прежде, чем дать их характеристику, следовало бы ответить на вопрос, правомочно ли вообще говорить о развитии цветовой символики. Известно, что "принятым по умолчанию" доказательством того, что нечто развивается, есть сравнение разнесенных во времени образцов ...

Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты оберегающей его от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru