Психофизиологические характеристики подросткового возрастаСтраница 1
Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями, которые влияют на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Изучением особенностей подросткового возраста занимались ученые различных отраслей: медицины, психологии, психиатрии, социологии. Особенного внимания заслуживают работы таких ученых, как Л. С. Выготский, В.Е. Смирнов, Л. И. Божович., А. Н. Леонтьев. Несмотря на разную расстановку акцентов, практически все они сходятся в одном: подростковый возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов. Пожалуй, лучше всего о противоречивости личности в этот период сказал А. Фрейд: "Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны".
Современные психологи (Р.С. Немов, Б.С. Волков) границами подросткового возраста считают период с 11-12 до 15-16 лет и, прежде всего, связывают его с перестройкой, происходящей в организме ребенка (половым созреванием), а также психологическим кризисом, который получил название "пубертатный"[5].
Пубертатный кризис может возникнуть и в 11,и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Половое созревание зависит от эндокринных изменений. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Увеличиваются рост и вес, изменяются пропорции тела. Это приводит к некоторой подростковой угловатости, часто в это время дети ощущают себя неуклюжими, неловкими. Повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания. Характерны сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем в относительно короткий период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Эмоциональный фон становится крайне неровным, нестабильным. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную и нежелательную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.
Половых гормонов у подростков вырабатывается больше чем у взрослых людей, что вызывает усиление секреции желез надпочечников, обычно вызывающей мобилизацию защитных сил организма. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей степени осознают истоки этого возбуждения, у девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, поддержке, любви).
Глава III.
Автор данной работы поставил перед собой задачу раскрыть в этой главе особенности становления психоанализа, историю развития этой отрасли психологии.
История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, где в 30-е годы XX века была полностью запрещена психоаналитич ...
Зигмунд Фрейд
Труды З. Фрейда: "Введение в психоанализ", "Я и ОНО", "По ту сторону принципа удовольствия", "Остроумие и его отношение к бессознательному" "Психопатология обыденной жизни", "Психоанализ, религия, культура", "Толкование сновидений", "Леонардо да Винчи", &quo ...
Дауншифтинг – гармония труда
Когда император Диоклетиан (284–305 гг. н.э.) оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Успешный банкир, Гоген бросил карьеру и привычный образ жизни, отправившись на Таити, чтобы посвятить всё своё время живописи.
И сейчас многие удивляются, когда вчерашние топ-менеджеры, преуспевающие ...