Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми. Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с
агрессивными детьмиСтраница 1
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в рамках комплексной медико-психологической и социально-педагогической программы профилактики агрессивного поведения у детей.
На первом этапе работы исследуются клинико-биологические; особенности анамнеза подростков и определяется степень уязвимости их психического здоровья. На втором этапe, оцениваются типы акцентуации характера подростка с определением его принадлежности структуре девиантного поведения и формы агрессивного поведения. И, наконец третий этап связан с оценкой социальной ситуации, в которой, происходит развитие подростка и социально-психологическая коррекция личностных и поведенческих расстройств.
Проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Психопрофилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятнй, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний.
Первичная профилактика предполагает:
а) изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
б) изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика предусматривает:
а) раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребёнка;
б) исследование генограмм семьи;
в) коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
г) наличие чётких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении детей, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения ребёнка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности ребёнка с учётом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Одной из организаций, занимающейся разработкой и распространением программ здорового образа жизни детей во многих странах мира, является «Навыки жизни». Руководитель LSI и автор одноимённой программы д-р Бенджамин Е. Спрангер создал и внедрил национальные программы на базе своей в 27 странах мира, в том числе и России.
Цель программы – обучение детей здоровому образу жизни и навыкам противостояния негативных проявлений социума. В её задачи входит следующее:
1. Развитие социальной и личностной компетентности подростков – помочь молодым людям приобрести навыки, необходимые для того, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный выбор в жизни, принимать решение с чётким сознанием собственного поведения и с соответственным отношением к социальным и культурным требованиям общества.
2. Выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем.
Решение каждой из этих задач предполагает формирование определённого социально-психологического навыка:
позитивного общения;
принятия решения;
решения проблем;
критического мышления;
межличностных контактов;
умения постоять за себя и договориться с другими;
сопротивления негативным влияниям сверстников;
совладания с эмоциями;
управления стрессом состоянием тревоги;
социального приспособления;
формирование позитивного «Образа Я».
В русицифицированной форме программа «Формирование жизненных навыков» включает в себя 35 занятий, которые должны проводиться 1-2 раза в неделю.
Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы применяется в США для работы с агрессивными детьми и подростками.
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию других . В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.
Зигмунд Фрейд
Труды З. Фрейда: "Введение в психоанализ", "Я и ОНО", "По ту сторону принципа удовольствия", "Остроумие и его отношение к бессознательному" "Психопатология обыденной жизни", "Психоанализ, религия, культура", "Толкование сновидений", "Леонардо да Винчи", &quo ...
Классификация и типология преступника
Все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и другим признакам, с одной стороны, а с другой – они по тем же причинам схожи между собой, образуют устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.
Для того чтобы правильно решить вопрос ...
Библиотерапия
Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение
1 форма. Создать чьё-либо в жизни описание.
2 форма. Письмо некоторым частям своего тела. Письмо от части тела к тебе
3 форма. Описать сильное переживание своей жизни в 5 строках, в рифме.
4 форма. Придумать сказку на любую тему.
6 Арт-терапия – лечение искусством. Ис ...