Понятие психологической готовности
Страница 5

В современных условиях общественное развитие может осуществить только творчески мыслящая, деятельная и всесторонне развитая личность. Поэтому, естественно, возрастают требования к личности учителя, его психологическому образу и профессиональной подготовке. Сейчас, как никогда, обществу требуются специалисты, которые сочетают в себе глубокую профессиональную подготовку, ответственность, стремление в обновлении и обогащении своих знаний. Вот почему особое внимание необходимо уделять профессиональной подготовке будущего учителя, формировать его самосознание и профессиональную самоидентичность.

Решающее значение в процессе развития профессионально-педагогической самоидентичности приобретает учеба в педагогическом вузе. Н.В. Кузьмина указывает, что студент выбирает вуз, чтобы получить специальность и работать по ней и если бы он полностью отдавал себе отчет в том, что составляет сущность его будущей специальности, какие ему потребуются знания, умения и навыки, то не возникало бы проблемы формирования педагогической самоидентичности. Но дело осложняется тем, что выбор высшего учебного заведения нередко обусловлен стремлением стать студентом при нейтральном, а иногда и негативном отношении к педагогической профессии.

Проблему профессиональной идентичности в педагогическом процессе исследовали Ж.Зайнобиддинов, В,Ф,Сафин, В,Г,Абдурашитов и др. (4,12). Ими было обосновано, что развитие самоидентичности, профессионального самосознания будущего учителя определяется влиянием двух факторов. Прежде всего, студентами педвуза в процессе обучения усваиваются профессиональные ценности в терминах дисциплин психолого-педагогического цикла. Через эти понятия осознаются профессионально значимые свойства и особенности своего Я. Вторым этапом формирования профессиональной идентичности будущих педагогов является сама педагогическая деятельность в период прохождения педагогической практики, в ходе которой проявляются, уточняются для других и для себя профессионально важные свойства и особенности будущего учителя. Необходимо отметить, что та часть студентов, которая еще со школы мечтала о профессии учителя, как правило, более уверенно чувствует себя в работе с детьми, что уже наблюдается при прохождении первой педпрактики. Эти студенты испытывают прилив сил, ищут и находят пути активного взаимодействия со школьниками. У студентов же, которые случайно попали в педагогический институт, или руководствовались только желанием изучать определенную научную дисциплину, первое соприкосновение со школой уже не в качестве учащегося, а в качестве студента – будущего учителя, вызывает самые разнообразные настроения. У некоторых из них появляется уверенность в правильном выборе профессии, повышается интерес к профессии учителя, формируется психологическая готовность к педагогической деятельности. У другой же части студентов проявляется и укрепляется отрицательное отношение к школе, что требует продуманной организации специальной системы воспитательной работы, целенаправленной на формирование устойчивой психологической готовности студентов к будущей педагогической деятельности. [16]

Процесс формирования позиции учителя разбивается на три этапа:

- этап, связанный с усвоением предметов педагогического цикла и развитие педагогического мышления;

- этап формирования интересов к профессии учителя;

- этап принятия роли учителя.

Немаловажную роль на формирование самоидентичности студента оказывает его самооценка. В.Ф.Сафин определяет самооценку как один из двух механизмов самоопределения, включающего и профессиональное самоопределение. В качестве второго механизма он называет процесс «идентификации-персонификации»

Еще один из компонентов формирования профессиональной самоидентичности – Я-концепция, о положительном влиянии которой в своих работах пишут Р.Бернс, Л.М.Митина. Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Учителя и студенты, позитивно воспринимающие себя, чувствуют себя уверено, удовлетворены выбором своей профессии, эффективны в работе и учебе.

Надо отметить, что эмоциональные состояния, к этой категории понятий относится и идентичность, играют важную роль в процессе профессионального самоопределения и профессиональной деятельности учителя. В исследованиях Н.А.Подымова выявлены закономерные связи между профессионально-значимыми качествами личности учителя и его эмоциональным состоянием. Высокий уровень развития профессиональных качеств связан с проявлением положительно окрашенных состояний и снижением выраженности отрицательных состояний.

Идентичность — сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные основания. Человек становится «вполне человеком», когда осознает свою идентичность. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства темперамента личности
Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человеке, неповторима. Однако человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ранн ...

Тест «Семейный конфликт»: жена – генерал вражеского полка, семья – неприятельский бастион.
Эта методика, автором которой является психолог О. Абакумова[4], позволяет определить, насколько в семье распространяется власть жены над мужем. Вопросы предназначены для женщин. Им предлагается постепенно, от мелких неприятностей к крупным, пройти весь путь до самой критической точки – разрыва и выяснить, не «перегнули ли они палку» в ...

Экспериментальное исследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет. Программа экспериментального исследования
Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет показал, что она освещается обычно авторами при упоминании такого фактора, как тип родительского отношения, который играет немаловажную роль в психологической готовности ребенка к обучению в школе. Изучить более подробно влияние этого фактора н ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru