Понятие психологической готовности
Страница 2

Профессионал

рассматривается как целостный субъект активный свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Педагог удерживает культурно-исторический контекст профессионального труда. В подлинном профессионале ограничено сочетаются «Личность» и «Мастер». Процесс становления личности профессионала называется профессионализация.

Место профессионализации в жизненном пути личности — это этап трудового пути (профессиональный путь, трудовая биография, творче­ский путь личности).

Профессионализация как форма ак­тивности имеет свою структуру, которая включает мотивы (побудительные силы) профессионализации, ее цели (достижения), представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений.

Таким образом, профессионализация — это функция личности и общества, а оцен­ка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показа­телям эффективности деятельности и развития субъекта труда.

Личность и деятельность

. Процесс формирования личности профессионала обу­словливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требо­ваниями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к форму­лам:

- «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов;

- «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания пред­мета общения. [10]

Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоре­чивостью процессов индивидуального развития человека — неравномерностью изме­нений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональ­ном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его лич­ности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной дея­тельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая професси­ональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышле­ния и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — грубоватый юмор, сниже­ние уровня эмоциональных переживаний, у учителей — авторитарность, категорич­ность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

Развитию личности профессионала способствует построение образа Я -профес­сионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа про­фессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности.[15]

Не всякая трудовая деятельность развивает личность и не всякое развитие про­фессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и по­явление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворен­ности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои воз­можности в трудовом процессе.

Возрастные и биографические кризисы. Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуаль­ном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни. [6]

Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окон­чательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он прояв­ляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после четырех-пяти лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарпла­те, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Патология и психология воли
Роль различных компонентов волевого акта – импульсов к действию, опосредующих его мыслительных операций, плана и т. д. – наглядно проявляется в тех патологических случаях, когда один из этих компонентов нарушен. У каждого человека имеется некоторый характерный для него в обычных условиях нейротонус, обусловленный зарядкой его подкорки, ...

Тест «Семейный конфликт»: жена – генерал вражеского полка, семья – неприятельский бастион.
Эта методика, автором которой является психолог О. Абакумова[4], позволяет определить, насколько в семье распространяется власть жены над мужем. Вопросы предназначены для женщин. Им предлагается постепенно, от мелких неприятностей к крупным, пройти весь путь до самой критической точки – разрыва и выяснить, не «перегнули ли они палку» в ...

Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения 1. Педагог-психолог относится к категории специалистов. 2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru