Понятие психологической готовности
Страница 3

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной дея­тельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психо-соматические заболевания.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения так на­зываемых «биографических кризисов» (Р. А. Ахмеров), которые могут не только ока­зывать влияние на эффектность и качество трудового процесса, но также изменять самооценку и самоуважение субъекта труда. [3]

Важнейшим показателем профессионализма современного учителя является его психологическая компетентность

. Вопрос об адекватных средствах формирования данной составляющей педагогической деятельности до настоящего времени остается недостаточно изученным. Анализ теории и практики преподавания психологии в педвузах показывает, что при традиционном обучении у многих студентов складывается формальное, безличное отношение к психологии, что значительно затрудняет процесс освоения и применения педагогами психологических знаний в практической деятельности.

Необходимо формирование ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к психологическому знанию будет наиболее эффективным, если проектирование психологической подготовки студентов педвуза будет осуществляться, исходя из трех родов условий. Условия первого рода задаются в самой дисциплине, в программах, планах и методике ее преподавания. Наличным условием (условием первого рода) является отражение в содержании учебных предметов психологического цикла научных психологических знаний (гуманитарных, антропологически ориентированных), адекватных природе труда учителя и отвечающих практическим потребностям и запросам будущих педагогов. К условиям второго рода — проектируемым, т.е. специально разрабатываемым и реализуемым в ходе эксперимента, было отнесено использование активных методов (личностных и инструментальных) и профессионально ориентированных форм организации занятий. Эти условия позволяли включать в обучение личный опыт студентов, интегрировать житейские и научные психологические знания, способствующие созданию учебно-профессиональной общности преподавателя и студентов. Условием третьего рода, предполагающим формирование у студентов способности к самостоятельному преобразованию и проектированию условий первого и второго рода, явилась организация специальной работы по обсуждению с будущими педагогами ценностно-смысловых вопросов значимости психологии в труде учителя, вопросов соотношения целей и средств, способов и путей самостоятельной реализации психологических знаний в профессиональной деятельности. В качестве стержневого психологического условия, объединяющего все предыдущие, рассматривалось становление субъектности будущих учителей в процессе обучения в вузе. [12]

Важной формой освоения теоретического содержания по психологии выступала самостоятельная работа студентов, реализующая одну из главных целей вузовского обучения – становление студентов субъектами собственной деятельности. Именно в самостоятельной работе, в процессе решения педагогических ситуаций, возникающих в школьной жизни, актуализировались субъектные позиции и установки студентов, раскрывалось подлинное «значение-для-меня» изучаемого материала. Смысловой опыт, опыт отношения студентов к психологическому знанию, приобретенный на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях, фиксировался, приобретал реального носителя; происходило воплощение личностных ценностей будущих учителей в их практической деятельности.

На первом этапе — этапе возникновения личностного смысла — актуализируются потребности и смыслы изучения психологии будущими педагогами. Студенты проводят анализ содержания собственных житейских представлений, осознавали личностную и профессиональную значимость психологического знания, соотносят мотивы и цели изучения психологии, выявляли возможности психологии в самопознании и самообразовании. Функция преподавателя на этой стадии заключается в помощи студентам в анализе и интерпретации их личного опыта, проведении сравнительного анализа житейской и научной психологии, демонстрации достоинств научного психологического знания, раскрытии перед будущими педагогами назначения и специфики изучения психологии, обеспечении эмоциональной привлекательности учебного материала, его роли в самопознании. [16]

На втором этапе должна осуществляться первичная актуализация личностного смысла в индивидуальном сознании студентов.

На третьем этапе — этапе экстериоризации ценностно-смыслового отношения в поведении и деятельности – студенты должны вырабатывать собственные представления о средствах использования научного психологического знания, проверять действенность теоретических положений на практике, осуществлять личностное и профессиональное самосовершенствование, создавать психологически обоснованные планы-проекты своей будущей профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Юмор в структуре психологической защиты личности. Юмор как форма совладающего поведения
В последнее время все больше психологов обращаются к исследованию различных аспектов юмора. Мы исследуем чувство юмора с точки зрения его использования как психологической защиты (защитного механизма и копинга). Функционирование чувства юмора как психологической защиты вряд ли кем-то отрицается, однако на данный момент проблема далека о ...

Персонализация риска. Психологические особенности личности
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека, направленность его действий. Одни считали, что основным побудителем является стремление к удовольствию, другие-исполнение долга, третьи – стремление к господству или подчинению, четвертые – удовлетворение биологических влечений и т.д. ...

Направленность работы детского психолога в ходе активизации физкультурной деятельности дошкольника. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической ку
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствовани ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru