Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Страница 1

Материалы » Формирование учебно-познавательной мотивации » Структура мотивации: потребности, мотивы, цели

Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:

¾ потребности – источники активности учащегося;

¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения;

¾ цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;

¾ переживания – регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

Первый структурный элемент мотивации, который мы рассмотрим более подробно это потребность. Но это не означает, что генетически какая либо потребность была первичной по отношению к соответствующей ей цели или мотиву. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении); объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); функциональная роль (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации).

Отсутствие реализации потребностей может приводить ребенка к разнообразным состояниям: стрессу, фрустрации, конфликту и кризису. Эти состояния могут болезненно переживаться учащимся, но, при переживаемой степени напряженности этих состояний, соответствующие ситуации благотворно влияют на развитие учащегося, провоцируют формирование новых психологических образований, характеристик. При излишней, трудно переживаемой степени напряженности этих состояний в соответствующих ситуациях у учащегося может вырабатываться неконструктивное и неадекватное поведение.

Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве. Рассмотрим второй структурный элемент мотивации – это мотив. Под мотивами понимают различные явления: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н.Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин) и др.

Удобнее использовать понимание мотива как формы существования или реализации потребности. Исходя из этого суздения мы можем дать следующее определение. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с формой существования потребности учащегося и определяющее способ реализации этой потребности учащимся. Мотивы как формы реализации потребностей формируются и вычерпываются из тех социальных и предметно-действенных обстоятельств, в которых действует учащийся. И именно мотивы определяют дальнейшее развитие и формирование потребностей от физиологических к социальным и духовным. Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание (А.Н.Леонтьев).

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Одним из оснований может быть содержание. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные. По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанностии на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные, результативные и мотивы саморазвития.

Приведём несколько авторских содержательных и формальных классификаций мотивов. Классификация социальных мотивов Г.А.Мюррея включает следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, агрессии и др. Классификация Нюттена включает восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра. Как мы видим, в строгом виде эти виды мотивов сложно назвать классификациями. А некоторые мотивационные категории невозможно отнести к классу мотивов.

Страницы: 1 2 3 4

Индивидуальный план работы
Дата Планируемые мероприятия Задачи Форма отчетности 1.09.10 Знакомство с учреждением. Познакомиться со структурой, целью, задачами, функциями учреждения. Описание МОУ/НОШ № 43 г. Нижний Тагил. 2.09.10 Знакомство с деятельностью педагога - психолога. Знакомство с деятельностью педагога - психолога. ...

Мнемические процессы
Память – это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Каждый процесс ос ...

Организация исследования представлений студентов о карьере. Процедура исследования
Исследование проводилось в марте 2010 г. Исследование носило групповой характер. Каждый участник получал индивидуальный пакет методик с прилагаемыми к нему бланками. Время работы было не ограничено. Участникам предъявлялся пакет методик, давалась инструкция, и предлагалось ответить на вопросы. Исследование занимало в среднем 30 минут. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru