Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной
дезадаптации учащихся 5-х классовСтраница 1
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальной адаптации учащихся 5-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 ученика 5-х классов.
Диагностика социальной адаптации учащихся 5-х классов
Для проведения диагностики нами были изучены социальный состав учащихся уровень семейной адаптации, уровень школьной адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене, уровень социально-психологического климата в коллективе.
Для определения социального статуса учащихся была использована методика «Социальный паспорт класса», целью которой являлся сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержал в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (см. приложение 1).
По итогам проведения данной методики были установлены параметры, определяющие социальный статус учащихся. Изучение выявленных категорий семей учащихся позволило получить первоначальные представления об уровне семейной адаптации данных школьников. Результаты диагностики представлены в таблице 1 и на рис. 1 (см. с. 44).
Таблица 1. Социальный состав учащихся 5-х классов
Параметры диагностики |
5 «А» класс |
5 «Б» класс |
Состав учащихся | ||
Всего |
26 |
26 |
Мальчики |
14 (53,8 %) |
11 (42,3 %) |
Девочки |
12 (46,1 %) |
15 (57,7 %) |
Жилищно-бытовые условия | ||
Благоустроенная квартира |
12 (46,1 %) |
11 (42,3 %) |
Квартира барачного типа |
5 (19,2 %) |
3 (11,5 %) |
Частный дом |
9 (34,6 %) |
12 (46,1 %) |
Категория семьи | ||
Полная |
17 (65,4 %) |
14 (53,8 %) |
Неполная |
2 (7,7 %) |
8 (30,8 %) |
Опекаемая |
1 (3,8 %) |
2 (7,7 %) |
Многодетная |
3 (11,5 %) |
1 (3,8 %) |
Малообеспеченная |
3 (11,5 %) |
1 (3,8 %) |
Рис. 1. Категория семей исследуемых учащихся 5-х классов
Таким образом, из представленных данных можно сделать вывод о том, что уровень семейной адаптации в 5 «А» классе выше, чем в 5 «Б» классе. Это подтверждается тем, что количество учащихся, воспитывающихся в полных семьях, в 5 «А» классе на 11,6 % больше, чем в 5 «Б» классе. Данный вид семьи имеет более благоприятное значение в воспитании подростков, чем неполные и опекаемые семьи. Уровень малообеспеченных семей в 5 «А» классе выше, чем в 5 «Б» классе на 7,7 %. Это может препятствовать социальной адаптации подростков, так как низкий уровень материального обеспечения в семье может подтолкнуть учащихся к нарушению взаимоотношений между одноклассниками, подразделяя детей на «богатых» и «бедных» учащихся.
Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников разработана и предложена методика «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов». Целью методики явился анализ особенностей протекания процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основное звено (см. приложение 2).
Психологическое здоровье. Основные понятия
Здоровье
– комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3, с.45]
В психологии здоровья многие авторы п ...
Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в
коллективе
Согласно психологическому словарю [26], психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Важнейшие признаки благоприятного психологическо ...
Особенности и взаимосвязь кратковременной и
долговременной памяти
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рисунке 1. Остановимся подробнее на отдельных процессах, представленных на схеме.
...