Общенаучные методы
Страница 1

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека,

2) человек воспринимается как целостная личность,

3) отражается контекст жизни субъекта.

Таблица 1. Виды наблюдения

1.

опосредствованное - непосредственное

(косвенное - контактное)

по форме контакта

2.

полевое - лабораторное

(естественное - экспериментальное)

по условиям деятельности

3.

открытое - скрытое (инкогнито)

по характеру взаимодействия с объектом

4.

включенное - невключенное

5.

случайное - целенаправленное

по цели

6.

сплошное - выборочное

по упорядоченности

7.

произвольное - структурированное

8.

констатирующее - оценивающее

по фиксации результатов

Недостатками являются:

1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,

2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,

3) отсутствие возможности повторного наблюдения,

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс,

2) возможно многократное повторение опыта,

3) возможно ведение простого протокола,

4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся:

1) исчезновение естественности процесса,

2) отсутствие целостной картины личности человека,

3) необходимость специальной техники,

4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы) и в условиях игровой деятельности ("купить в магазине" различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Страницы: 1 2

Природа воли
Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое дей­ствие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производ­ство определенного продукта. Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая дей­ствующим субъектом, должна осуществиться ...

Конфликты и кризис: от макро-уровня к проблемам повседневной жизни
Для уяснения российской специфики важно обратить внимание на перекрещивание экономических, политических и ценностных конфликтов, которое резюмируется в понятии кризиса. Эти формы макроконфликтов не только накладываются один на другой, но и взаимно стимулируют друг друга таким образом, что вопрос о первичности какой-либо одной из конфлик ...

Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников встречаются очень часто, как уже говорилось эта проблема сейчас очень актуальна. В этой связи встаёт вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребёнка расстройства. М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможности отклонения в любом поведении. 1. Нормативы, соотве ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru