Общенаучные методыСтраница 1
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.
Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.
Существует несколько видов наблюдения.
Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека,
2) человек воспринимается как целостная личность,
3) отражается контекст жизни субъекта.
Таблица 1. Виды наблюдения
|
1. |
опосредствованное - непосредственное (косвенное - контактное) |
по форме контакта |
|
2. |
полевое - лабораторное (естественное - экспериментальное) |
по условиям деятельности |
|
3. |
открытое - скрытое (инкогнито) |
по характеру взаимодействия с объектом |
|
4. |
включенное - невключенное | |
|
5. |
случайное - целенаправленное |
по цели |
|
6. |
сплошное - выборочное |
по упорядоченности |
|
7. |
произвольное - структурированное | |
|
8. |
констатирующее - оценивающее |
по фиксации результатов |
Недостатками являются:
1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,
2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,
3) отсутствие возможности повторного наблюдения,
4) фиксация результатов в описательной форме.
Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.
В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).
Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).
Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс,
2) возможно многократное повторение опыта,
3) возможно ведение простого протокола,
4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.
К недостаткам относятся:
1) исчезновение естественности процесса,
2) отсутствие целостной картины личности человека,
3) необходимость специальной техники,
4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).
Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы) и в условиях игровой деятельности ("купить в магазине" различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).
Теория когнитивного диссонанса. Основной принцип теории
когнитивного диссонанса
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его у ...
Кратковременная и долговременная память.
Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память.
Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связа ...
Общая характеристика испытуемой
Татьяна Владимировна выглядит намного моложе своих лет. Выражение лица приветливое, внимательное. К предложенному исследованию отнеслась спокойно, без особого интереса. Ей не особо интересно было узнать результаты исследования. Она руководствовалась принципом «ну раз надо, значит буду».
Во время диагностики Татьяна Владимировна хорошо ...

