Понятие нормы психического здоровья. Относительность границ психической нормы и патологии
можно сказать, что норма – это больше чем отсутствие болезненных симптомов. Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве с чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии, активностью. Норма – это умение преодолевать жизненные трудности и принимать вызов обстоятельств.
К норме относится:
Интеллект. Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.
Моральный облик: чуткий человек, без черствости, «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.
Социально привлекательное адаптивное поведение, контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций. Личностный оптимизм, характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.
Эмоциональность, без лишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.
Сексуальность: учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему.
Полным набором абсолютно нормальных психологических показателей обладает лишь 25-30 процентов людей. Но на различных этапах жизни даже полностью психически здоровые люди могут не всегда нормально реагировать на те или иные ситуации, в частности, на собственные соматические заболевания. 55-60 процентов людей балансируют между полноценным психическим здоровьем и теми или иными преходящими или незначительными нарушениями. И только 3-5 процентов могут считаться психически нездоровыми, требующими психиатрического лечения (этот показатель значительно колеблется в различных странах). В целом хорошее психическое здоровье определяется при эффективном выполнении лидерской роли, при сильной мотивации к достижению цели, с хорошей продуктивностью в работе и выраженной способностью к обучению и тренировке, полностью принять на себя ответственность.
Психическое здоровье – это способность, адекватная ситуации, проявлять инициативу, высокая устойчивость к стрессам и тонкое, тактичное понимание социальных ролей различных людей, корректное взаимодействие со всеми, лояльные контакты с различными социальными группами. Показателями нормы считаются успешная работа и высокий профессионализм человека, чувство такта, приятного легкого ненавязчивого юмора, которое так высоко ценится в обществе.
Проверить соответствие психической норме и выявить отклонения от нее, определить характер человека можно при помощи тестов, если эти тесты научно обоснованы и многократно проверены на практике, в клинической диагностике. Но тесты, особенно те, что доступны неспециалисту, понятно, всего и со всей точностью не раскроют в психическом мире, психическом состоянии человека. При заболевании – это задача врачей. И все же, они во многом помогут при возникшем беспокойстве, при первом подходе к делу.
В наиболее общем виде суть патологии состоит в следующем:
психическая патология формируется и распознаётся при взаимодействии субъекта со средой обитания;
субъект, как носитель психики и сознания, обладает определённым диапазоном возможностей восприятия внешних воздействий и способностей выбора (изменения) среды обитания;
среда обитания содержит ограниченный спектр воздействий на субъекта, которые могут быть им восприняты;
субъект может модифицировать своё поведение в соответствии с изменением своего внутреннего состояния и среды обитания;
превышение возможностей или способностей субъекта, как в силу их исчерпания, так и вследствие расширения диапазона внешних воздействий, формирует специфические психические проявления и поведение, ограничивающие социальное функционирование субъекта.
Приложение 2 - Методика С.Я. Рубинштейн по
исследованию природы галлюцинаций
С.Я Рубинштейн разработала следующую методику: больным предлагались записанные на магнитофонной ленте слабо различимые звуки, которые носили предметный характер (шелест бумаги, бульканье воды), характер других являлся неопределенным
В то время как здоровые испытуемые различали источники звуков, у больных, страдающих или страдавших рань ...
Психика, сознание,
бессознательное
Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, — означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е. вопросами о принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Т. Липпс в известном ...
Критерии и показатели формирования коммуникативных навыков у младших
школьников
Большое количество исследований более частного характера связаны с изучением отдельных параметров формирования речемыслительной деятельности, в качестве которых выступают увеличение словарного запаса, объема высказывания (количества фраз), усложнение лексико-грамматической структуры всего высказывания и отдельной фразы, совершенствовани ...

