Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников. Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования
Страница 3

Материалы » Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников. Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования

+

наличие признаков

– отсутствие признаков

Первый отобранный нами тест называется «Пальцем окрашивания тест». Эта проективная методика исследования личности. Описана Рут Ф. Шоу. В 1932 г. Методика рисования пальцем родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта была школа, где встречались дети различных национальностей, говорящие на различных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации.

Мисс Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что она помогает её юным ученикам справится с определёнными эмоциональными проблемами.

Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску.

Проведения теста.

Перед тем как дети заходят в помещение, ёмкости должны быть наполнены водой, краски открыты, а лист помещён на столе. Детям даётся инструкция:

«Здесь имеется шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше, чем одна кисть. Делайте всё, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите». Во время теста проводится наблюдения за тем как ребёнок рисует. Во времени ограничений не даётся. В среднем работа занимает 15 – 20 минут. После окончания рисунка ребёнка просят придумать название и задают вопрос, может ли ребёнок как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью. Детей просят придумать рассказ, связанный с рисунком.

Анализ рисунков проводится следующим образом.

Наблюдение общего поведения. Определённые аспекты поведения индивида в тестовой ситуации имеют большое диагностическое значение. Ситуация рисования пальцами во многих отношениях напоминают игровую и представляет уникальную возможность получения таких данных о поведении, которые можно интерпретировать.

Поведение субъекта до и во время рисования включает в себя позу субъекта, скорость его движений, частоту дыхания и спонтанные высказывания. Уникальными факторами, характерными только для метода рисования пальцами, является реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности.

Можно определить значение каждого определённого аспекта поведения, однако вместе все поведенческие реакции формируют целостную картину, по которой обычно можно судить об общей установке или настроении субъекта. Для удобства, выявленные из поведенческих характеристик установки и настроения можно суммировать под понятиями «дистанция» и «вовлеченность».

В ситуации рисования пальцами субъект может проявить две различные тенденции:

a. «Дистанция», которая показывает стремление индивида отделить

себя от задания;

b. «Вовлечённость», отражающее намерение полностью участвовать в процессе.

Дистанция

. Часто первая реакция индивида в ситуации рисования пальцами предполагает доминирование «дистанционной» тенденции. Такое поведение можно классифицировать следующим образом:

а) Пространственно-физическое

б) Вербальное

в) Невербальное.

Может показаться, что дистанцируемые тенденции противоречат ранее заявленному утверждению, что рисование пальцами способствуют спонтанному участию и что примеры отвержения этого метода редки. На самом деле тенденция к дистанцированному поведению начинает уменьшаться с того момента, как субъект каким-либо образом вошёл в ситуацию рисования, к тому же ситуация настолько эмоционально заряжена, что способна сломить любую степень дистанцированности.

Дистантная тенденция может иметь различную глубинную мотивацию. Это может быть инфантильный негативизм, враждебность, осторожность и неудовлетворённость. Осторожность лучше всего видна в предвосхищающей реакцию на влагу и грязь. Это как раз тот случай, когда дистанция может быстро преодолена. После контакта с сыростью и «грязью» субъект может испытать сильное чувство удовлетворения и тогда перейти к ярко выраженному «вовлечённому» поведению.

Вовлечённость.

В противоположность индивидам с дистанционным поведением, есть субъекты, которые готовы сразу же погрузиться в ситуацию рисования целиком. Такое поведение представляет вовлечённую тенденцию. В процессе рисования субъект может задействовать не только пальцы, но и движения всего тела. В мимических жестах будет выражаться восторг или гнев, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи, спина.

Некоторые испытуемые наслаждаются длительным мытьём рук в воде. Поведение, показывающее доминирование «вовлечённой тенденции, лучше всего описать словами «погружение в работу». Мотивация, лежащая в основе вовлечённого поведения опять, же может быть различной. Она может быть представлена стремлением к удовлетворению, в частности от контакта с водой и «грязью», или это может быть агрессия и враждебность.

Страницы: 1 2 3 4

Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания
После того, как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались на два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними ил ...

Клинические аспекты нарушения когнитивных функций при шизофрении
Диапазон расстройств, свойственных шизофрении, очень широк. В зависимости от степени прогрессирования болезни они могут быть менее или более резко выражены. Весьма характерны для шизофрении разнообразные расстройства мышления. «Отмечается утрата целенаправленности, последовательности, логичности мышления, его разорванность, нередки нап ...

Игровые методы разрешения конфликтов
Попадая в конфликтную ситуацию, преподаватель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния – чтобы предотвратить конфликт или его погасить. В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, наладив отношения между людьми, устранив недора ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru