Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
Страница 4

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

На самооценку личности в условиях зрительной деривации оказывает влияние и степень нарушения зрительных функций. Так наличие частичного дефекта в отличие от тотального обычно не осознается ею в полной мере. Отсюда и неадекватность представлений о себе в целом.

Согласно М. Юровской, психологическая особенность детей данной категории заключается в том, что они фиксированы собственном дефекте. Поэтому проблема формирования устойчивой адекватной самооценки, как показателя психической зрелости личности, у слабовидящих и слепых детей является актуальной задачей.

Некоторые исследования показали, что самооценка слепых и слабовидящих школьников весьма противоречива, направлена на крайние суждения. И. Гайлене установлено, что учащиеся с нарушением зрения способны анализировать себя и представлять значимую информацию о себе хуже, чем нормально видящие сверстники. Они больше сомневаются в ценности своей личности, своего "Я", консервативны, конформны. [22, С. 92]

Суславичус А., Маевский Т., Гулек А. указывают, что для незрячих и слабовидящих характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Они недостаточно критично оценивают трудности своего положения. В основном эта черта преобладает у слабовидящих, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Суславичус А. О установил что, степень выраженности той или иной позиции значительно ярче, чем у нормально видящих. Причин данного явления эти ученые выделяют несколько:

1 Наблюдается преобладание гиперопеки в школе и в семье.

2 Специфика в формировании образа «Я» и определения своего места в жизни, так как вследствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире личности.

3 Двойственность внутриличностной позиции, которая состоит в том, что отношение к себе как к зрячему и нежелание быть признанным инвалидом сочетается с ощущением ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на самооценке личности.

В определении той или иной личностной позиции отечественные тифлопсихологи выявили три приоритета.

1)Позиция крайней зависимости. Полная ориентация на лиц ближайшего окружения.

2)Активность под нажимом.

3)Позиция изоляции, затруднения в общении. Эти люди замкнутые, ориентированные на свой внутренний мир. [29, С. 137]

Обобщая эти сведения, Буткина Г.А. делает вывод о том, что общее для 3-х позиций проявляется в особом отношении личности к препятствиям, вне зависимости от конкретного содержания этих трудностей и ситуации, вне конкретной формы того поведения, в котором они реализуются. Следовательно, в их основе лежит одна, но большая общая и значимая позиция, заключающаяся в отказе личности от борьбы с трудностями – «“капитуляция» перед трудностями относится к случаям недостаточной приспособленности к самостоятельности.

Особенности самооценки школьников с нарушениями зрения связаны с неопределенностью жизненных ориентиров и планов, что ограничивает процесс личностного самоопределения. Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине недостатка позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации о возможностях и способах успешной самореализации инвалидов по зрению.

Ограниченное пространство самореализации, обусловленное не столько имеющимся зрительным дефектом и его последствиями, сколько сложившимися современными социально-экономическими условиями. Особенно это сказывается при выборе слепым и слабовидящим молодым человеком профессии.

Таким образом, на своеобразие формирование самооценки детей с нарушениями зрения оказывают влияние огромное количество факторов. Среди них следует выделить влияние зрительной недостаточности, как сильного психотравмирующего фактора, неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случаи перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты и т.д. По этому разработка и организация комплексной диагностики и коррекции самооценки детей с нарушениями зрения является для современной тифлопсихологии актуальной и значимой научно-практической задачей.

Страницы: 1 2 3 4 

Самопрезентация в политическом дискурсе
Начало психологического изучения репрезентируемых в речи интенций политиков было положено в ряде коллективных работ лаборатории психологии речи и психолингвистики РАН. В исследованиях многих авторов (Т.Н.Ушаковой, В.В. Латынова и др.) было показано, что в текстах, в том числе конфликтного характера, при обсуждении себя и своих сторонник ...

Психологическая защита личности в стрессовых ситуациях
Во второй половине ХХ столетия возникло научное направление, исследующее механизмы «совладания» личности с травмирующими ситуациями, в русле которого в настоящее время выполнено большое количество эмпирических и теоретических исследований. Тем не менее, проблема не решена, более того, она усугубляется наличием индивидуальных особенносте ...

Классификация видов отклоняющегося поведения. Проблема классификации поведенческих расстройств.
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами. Основная причина заключается в междисциплинарном ха ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru