Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зренияСтраница 4
На самооценку личности в условиях зрительной деривации оказывает влияние и степень нарушения зрительных функций. Так наличие частичного дефекта в отличие от тотального обычно не осознается ею в полной мере. Отсюда и неадекватность представлений о себе в целом.
Согласно М. Юровской, психологическая особенность детей данной категории заключается в том, что они фиксированы собственном дефекте. Поэтому проблема формирования устойчивой адекватной самооценки, как показателя психической зрелости личности, у слабовидящих и слепых детей является актуальной задачей.
Некоторые исследования показали, что самооценка слепых и слабовидящих школьников весьма противоречива, направлена на крайние суждения. И. Гайлене установлено, что учащиеся с нарушением зрения способны анализировать себя и представлять значимую информацию о себе хуже, чем нормально видящие сверстники. Они больше сомневаются в ценности своей личности, своего "Я", консервативны, конформны. [22, С. 92]
Суславичус А., Маевский Т., Гулек А. указывают, что для незрячих и слабовидящих характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Они недостаточно критично оценивают трудности своего положения. В основном эта черта преобладает у слабовидящих, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Суславичус А. О установил что, степень выраженности той или иной позиции значительно ярче, чем у нормально видящих. Причин данного явления эти ученые выделяют несколько:
1 Наблюдается преобладание гиперопеки в школе и в семье.
2 Специфика в формировании образа «Я» и определения своего места в жизни, так как вследствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире личности.
3 Двойственность внутриличностной позиции, которая состоит в том, что отношение к себе как к зрячему и нежелание быть признанным инвалидом сочетается с ощущением ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на самооценке личности.
В определении той или иной личностной позиции отечественные тифлопсихологи выявили три приоритета.
1)Позиция крайней зависимости. Полная ориентация на лиц ближайшего окружения.
2)Активность под нажимом.
3)Позиция изоляции, затруднения в общении. Эти люди замкнутые, ориентированные на свой внутренний мир. [29, С. 137]
Обобщая эти сведения, Буткина Г.А. делает вывод о том, что общее для 3-х позиций проявляется в особом отношении личности к препятствиям, вне зависимости от конкретного содержания этих трудностей и ситуации, вне конкретной формы того поведения, в котором они реализуются. Следовательно, в их основе лежит одна, но большая общая и значимая позиция, заключающаяся в отказе личности от борьбы с трудностями – «“капитуляция» перед трудностями относится к случаям недостаточной приспособленности к самостоятельности.
Особенности самооценки школьников с нарушениями зрения связаны с неопределенностью жизненных ориентиров и планов, что ограничивает процесс личностного самоопределения. Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине недостатка позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации о возможностях и способах успешной самореализации инвалидов по зрению.
Ограниченное пространство самореализации, обусловленное не столько имеющимся зрительным дефектом и его последствиями, сколько сложившимися современными социально-экономическими условиями. Особенно это сказывается при выборе слепым и слабовидящим молодым человеком профессии.
Таким образом, на своеобразие формирование самооценки детей с нарушениями зрения оказывают влияние огромное количество факторов. Среди них следует выделить влияние зрительной недостаточности, как сильного психотравмирующего фактора, неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случаи перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты и т.д. По этому разработка и организация комплексной диагностики и коррекции самооценки детей с нарушениями зрения является для современной тифлопсихологии актуальной и значимой научно-практической задачей.
Динамика развития алкоголизма
Рост потребления алкоголя в годы, предшествовавшие выходу известных постановлений, совпадает с увеличением числа разводов. В течение двух десятилетий один равод приходился на 30 браков, а с начала 90-х годов один развод – на 3 брака. При этом пьянство явилось причиной каждого седьмого развода. Но еще важнее, видимо, пьянство как косвенн ...
Качество групповых решений
С усложнением задач управления производственными системами выработка и принятие решений все чаще являются предметом группового, коллективного творчества. Решения становятся коллегиальными. Решения, связанные с риском, как правило, особо ответственны. Поэтому здесь роль выбора решения весьма велика. Ответственность, однако, далеко не еди ...
Гений З. Фрейда
. Человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них . (З. Фрейд).
Фрейд был первым психологом - теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности. Фрейд полагал, что базовое формирование личности происходит к концу пятого года жизни, а в последующие годы разви ...

