Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
Страница 4

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

На самооценку личности в условиях зрительной деривации оказывает влияние и степень нарушения зрительных функций. Так наличие частичного дефекта в отличие от тотального обычно не осознается ею в полной мере. Отсюда и неадекватность представлений о себе в целом.

Согласно М. Юровской, психологическая особенность детей данной категории заключается в том, что они фиксированы собственном дефекте. Поэтому проблема формирования устойчивой адекватной самооценки, как показателя психической зрелости личности, у слабовидящих и слепых детей является актуальной задачей.

Некоторые исследования показали, что самооценка слепых и слабовидящих школьников весьма противоречива, направлена на крайние суждения. И. Гайлене установлено, что учащиеся с нарушением зрения способны анализировать себя и представлять значимую информацию о себе хуже, чем нормально видящие сверстники. Они больше сомневаются в ценности своей личности, своего "Я", консервативны, конформны. [22, С. 92]

Суславичус А., Маевский Т., Гулек А. указывают, что для незрячих и слабовидящих характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Они недостаточно критично оценивают трудности своего положения. В основном эта черта преобладает у слабовидящих, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Суславичус А. О установил что, степень выраженности той или иной позиции значительно ярче, чем у нормально видящих. Причин данного явления эти ученые выделяют несколько:

1 Наблюдается преобладание гиперопеки в школе и в семье.

2 Специфика в формировании образа «Я» и определения своего места в жизни, так как вследствие неустойчивого социального положения возникает психотравмирующая ситуация, нестабильность во внутреннем мире личности.

3 Двойственность внутриличностной позиции, которая состоит в том, что отношение к себе как к зрячему и нежелание быть признанным инвалидом сочетается с ощущением ограниченности своих сенсорных возможностей. Эта двойственность приводит к внутреннему дискомфорту, противоречивости, что отражается на самооценке личности.

В определении той или иной личностной позиции отечественные тифлопсихологи выявили три приоритета.

1)Позиция крайней зависимости. Полная ориентация на лиц ближайшего окружения.

2)Активность под нажимом.

3)Позиция изоляции, затруднения в общении. Эти люди замкнутые, ориентированные на свой внутренний мир. [29, С. 137]

Обобщая эти сведения, Буткина Г.А. делает вывод о том, что общее для 3-х позиций проявляется в особом отношении личности к препятствиям, вне зависимости от конкретного содержания этих трудностей и ситуации, вне конкретной формы того поведения, в котором они реализуются. Следовательно, в их основе лежит одна, но большая общая и значимая позиция, заключающаяся в отказе личности от борьбы с трудностями – «“капитуляция» перед трудностями относится к случаям недостаточной приспособленности к самостоятельности.

Особенности самооценки школьников с нарушениями зрения связаны с неопределенностью жизненных ориентиров и планов, что ограничивает процесс личностного самоопределения. Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине недостатка позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации о возможностях и способах успешной самореализации инвалидов по зрению.

Ограниченное пространство самореализации, обусловленное не столько имеющимся зрительным дефектом и его последствиями, сколько сложившимися современными социально-экономическими условиями. Особенно это сказывается при выборе слепым и слабовидящим молодым человеком профессии.

Таким образом, на своеобразие формирование самооценки детей с нарушениями зрения оказывают влияние огромное количество факторов. Среди них следует выделить влияние зрительной недостаточности, как сильного психотравмирующего фактора, неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случаи перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты и т.д. По этому разработка и организация комплексной диагностики и коррекции самооценки детей с нарушениями зрения является для современной тифлопсихологии актуальной и значимой научно-практической задачей.

Страницы: 1 2 3 4 

Личностная нестабильность и подростковые проблемы
Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильностии, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Но личностная нестабильность — это больше, чем колеба ...

Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чис ...

Латентный период
В промежутках от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентны ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru