Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
Страница 3

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

III Вообще не обращают внимание на недостатки зрения – 6,2 %. [3, С. 89].

Как правило, эти позиции определяют стратегию и направленность семейного воспитания, определяющую будущую самооценку ребенка. В связи с этим исследователи выделяют следующие типы неправильного семейного воспитания:

1) недооценка дефекта зрения и его последствий, что негативно сказывается на процессе становления личности. «Воздушные замки на песке приводят, по мнению Гудониса В.П., - к неоправданному оптимизму. Игнорирование дефекта в подростковом и юношеском возрасте может привести незрячего к глубокой психологической травме, особенно когда он выбирает будущую профессию…». Отсутствие должного внимания к проблемам собственного ребенка, игнорирование своевременной помощи тифлопедагогов приводит в итоге к задержке развития, педагогической запущенности, несформированности специальных знаний, умений и навыков пространственной ориентировки и самообслуживания и т.д.

2) наиболее часто встречающаяся модель родительского поведения выстраивается по типу гиперопеки, вследствие переоценки последствий зрительного дефекта. Практика показывает, что чрезмерно щадящее отношение родителей и педагогов к ребенку с нарушенным зрением приводит к снижению у них потребности к познанию мира, самостоятельности, искажает представление о себе и своих потенциальных возможностях.

Как первая, так и вторая линия поведения родителей, в значительной степени ограничивают контакты ребенка с окружающим миром, обедняют его чувственный и социальный опыт. Способствуют формированию у него негативных черт характера и качеств личности, неадекватных оценочных суждений в отношении себя.

Огромное влияние на формирование самооценки оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка

Обращают на себя внимание и социально-бытовые условия школы-интерната. Отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д. Эти сведения подтверждаются и данными Л.И. Солнцевой. Она пишет, что невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что может спровоцировать появления у них часто в апатичности, депрессивности либо агрессивности. [24, С. 347]

Система обучения и воспитания в школе-интернат для слепых и слабовидящих детей характеризуется в научной литературе как гиперопека. Весь процесс построен на строгом подчинении медицинским показателям. Его целью, вполне оправданной и жизненно важной является сохранение здоровья ребенка, его остаточного зрения. Это является для педагога и отправной точкой и конечным результатом. И на практике это часто перерастает в спекуляцию со стороны учащихся. В этих условиях педагоги преимущественно опираются на текущее состояние здоровья учеников. Это не дает ребенку возможности объективно оценить свои собственные силы и дальнейшие перспективы, ограниченные медицинскими показателями.

Активность человека в отношении окружающей действительности опирается на его возможности ориентации в ней и в самом себе. А также во многом зависти от уровня и степени сформированности его сознания и самосознания. Причем сознание, как объективное отражение действительности является основой, базой для развития самосознания, следовательно, оно находится в прямой зависимости от возможностей человека в познании окружающего мира.

К этим закономерностям, прежде всего, следует отнести: 1) недоразвитие по сравнению с нормой способностей к приему, переработке и хранению информации. Особенно здесь страдает информация, предназначенная поврежденному анализатору, что неизбежно сказывается на ее объеме, скорости и качестве. Сокращение информационного потока осложняет процесс восприятия, что сказывается на уровне развития представлений ребенка о мире, замедляется процесс накопления знаний о себе.

Страницы: 1 2 3 4

Данные об испытуемых.
Приведем их в виде таблицы: Имя возраст Сколько лет в браке образование профессия хобби Екатерина* 45 25 среднее инженер фото Анатолий* 48 25 высшее экономист музыка Ирина** 45 22 среднее педагог садоводство Леонид** 49 22 высшее инженер ...

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
Вся человеческая история есть история межгрупповых конф­ликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Фанта­зия отказывает. Отсюда наш здравый смысл делает вывод, что конфликты неизбежны. Они есть способ развития человечества. Но вот любопытный вопрос: когда конфликтов был ...

Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология индивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и спо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru