Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
Страница 3

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

III Вообще не обращают внимание на недостатки зрения – 6,2 %. [3, С. 89].

Как правило, эти позиции определяют стратегию и направленность семейного воспитания, определяющую будущую самооценку ребенка. В связи с этим исследователи выделяют следующие типы неправильного семейного воспитания:

1) недооценка дефекта зрения и его последствий, что негативно сказывается на процессе становления личности. «Воздушные замки на песке приводят, по мнению Гудониса В.П., - к неоправданному оптимизму. Игнорирование дефекта в подростковом и юношеском возрасте может привести незрячего к глубокой психологической травме, особенно когда он выбирает будущую профессию…». Отсутствие должного внимания к проблемам собственного ребенка, игнорирование своевременной помощи тифлопедагогов приводит в итоге к задержке развития, педагогической запущенности, несформированности специальных знаний, умений и навыков пространственной ориентировки и самообслуживания и т.д.

2) наиболее часто встречающаяся модель родительского поведения выстраивается по типу гиперопеки, вследствие переоценки последствий зрительного дефекта. Практика показывает, что чрезмерно щадящее отношение родителей и педагогов к ребенку с нарушенным зрением приводит к снижению у них потребности к познанию мира, самостоятельности, искажает представление о себе и своих потенциальных возможностях.

Как первая, так и вторая линия поведения родителей, в значительной степени ограничивают контакты ребенка с окружающим миром, обедняют его чувственный и социальный опыт. Способствуют формированию у него негативных черт характера и качеств личности, неадекватных оценочных суждений в отношении себя.

Огромное влияние на формирование самооценки оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка

Обращают на себя внимание и социально-бытовые условия школы-интерната. Отсутствие у ученика своего личного персонального пространства и времени. Необходимость адаптироваться к большому числу сверстников и внешних раздражителей. Фатальная необходимость включаться в то или иное сообщество, обособление от предметного мира и т.д. Эти сведения подтверждаются и данными Л.И. Солнцевой. Она пишет, что невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что может спровоцировать появления у них часто в апатичности, депрессивности либо агрессивности. [24, С. 347]

Система обучения и воспитания в школе-интернат для слепых и слабовидящих детей характеризуется в научной литературе как гиперопека. Весь процесс построен на строгом подчинении медицинским показателям. Его целью, вполне оправданной и жизненно важной является сохранение здоровья ребенка, его остаточного зрения. Это является для педагога и отправной точкой и конечным результатом. И на практике это часто перерастает в спекуляцию со стороны учащихся. В этих условиях педагоги преимущественно опираются на текущее состояние здоровья учеников. Это не дает ребенку возможности объективно оценить свои собственные силы и дальнейшие перспективы, ограниченные медицинскими показателями.

Активность человека в отношении окружающей действительности опирается на его возможности ориентации в ней и в самом себе. А также во многом зависти от уровня и степени сформированности его сознания и самосознания. Причем сознание, как объективное отражение действительности является основой, базой для развития самосознания, следовательно, оно находится в прямой зависимости от возможностей человека в познании окружающего мира.

К этим закономерностям, прежде всего, следует отнести: 1) недоразвитие по сравнению с нормой способностей к приему, переработке и хранению информации. Особенно здесь страдает информация, предназначенная поврежденному анализатору, что неизбежно сказывается на ее объеме, скорости и качестве. Сокращение информационного потока осложняет процесс восприятия, что сказывается на уровне развития представлений ребенка о мире, замедляется процесс накопления знаний о себе.

Страницы: 1 2 3 4

Опросник на «выгорание» Maslach Burnout Inventory (MBI).
Авторы – американские психологи К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой). Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления «эмоционального выгорания». Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисле ...

Структура социальных представлений
Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку: - поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содер ...

Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека
Использование конкретных методов психодиагностики для решения задач определения профессиональной пригодности должно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях о диагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценке профессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профес­сионал ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru