Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зренияСтраница 2
Особое значение формирование адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.
Рассматривая проблему самооценки у лиц со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д. Л.С. Выготский подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. К их числу может принадлежать негативное самоотношение, которое формируется в результате реакции личности на зрительное нарушение. [17, С. 84]
Оценка себя как инвалида, ограниченного в своих возможностях, имеет глубокие социально-психологические последствия. Причинами появления «комплекса неполноценности» является по данным исследований Штайнберга чувство «переживание дефекта» человеком со зрительной патологией, находящегося в обществе зрячих. Оно заключается в наличии психологической напряженности, состояния «быть отличным от других».
Данные проявления формируются у лиц с расстройствами зрения и под влиянием неадекватных установок общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Одна из них, по мнению ряда авторов Р. Гайтлене, В.П. Гудониса, С. Кари, А. Майсоневуве и др., заключается в том, что существует устойчивый стереотип о слепых в обществе. «Темнота» – как образ мировосприятия незрячих делает их в глазах окружающих несчастными, ограниченными в своих возможностях людьми. Данная точка зрения ставит их в условия изоляции и дискомфорта, является мощным психотравмирующим фактором.
Известная всему миру Э. Келлер отмечала, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к незрячим. При этом по сведениям американского ученого Р. Резник – 32 % незрячих относятся к слепоте как к преимуществу (государственные льготы, гарантии), 52 % - расценивают ее как неудобство, и лишь 7 % как самое тяжелое и плохое испытание. [5, С. 79].
Причинами неадекватного самовосприятия считается реакция личности на хроническую психотравматирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничением возможностей контактов, вследствие депривации. Эта тенденция усугубляется в условиях неблагоприятного развития, в частности неправильного семейного воспитания.
Человек познает самого себя лишь опосредовано – через других, через свое отношение к ним и их к нему. Эталоны и образцы этих сложных взаимоотношений закладываются еще в раннем детстве. Изучением данной проблематики занимались такие видные ученые-тифлисты, как Р. Баркер, М. Буман, Кохен, В.А. Феоктистова, Л. Паташене, Л.И. Солнцева, и др. От специфики, направленности и условий семейного воспитания во многом зависит формирование правильной самооценки ребенка со зрительными нарушениями.
Исследователи отмечают, что в семье, как главном факторе, детерминирующем личность, с появлением слепого или слабовидящего ребенка родительская реакция на это носит стадиальный характер. Сначала родительская радость сменяется депрессией. Затем включаются механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Начинают думать о ребенке, а не о своих проблемах. Именно на этом этапе крайне важным становиться для родителей занять правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе.
Так, Саммерс выделил пять типов отношения родителей к инвалидности ребенка:
1)Признание инвалидности ребенка.
2)Признание инвалидности, но отрицание ее последствий.
3)Преувеличенная опека.
4)Скрытое непризнание инвалидности.
5)Открытое непризнание инвалидности.
Исходя из вышесказанного, исследователи выделяют три основные позиции в семье по данному вопросу.
IОзабочены нарушенным зрением своего ребенка – 75,2 % обследуемых.
II Выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение – 18,9%.
Тревожность. Анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины.
Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде все ...
Психологические основы манипуляций личностью
Прежде всего, остановимся на том, зачем людям нужно манипулировать, ведь необходимых результатов можно добиться другими средствами, например, при помощи открытого давления или просто договорившись. Здесь секрет заключается в том, что человек стремится убить двух зайцев, то есть:
1) получить то, что хочется, но при этом выглядеть хорошо ...
Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений
слабослышащих учащихся с нарушениями интеллекта
1 занятие
Цель: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников; повышение самооценки.
Упражнение «Ласковое имя»
Каждый участник придумывает уменьшительно-ласкательное имя для соседа справа и слева.
Упражнение «Хочу сказать приятное»
Каждый ребенок хвалит соседа с ...