Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения
Страница 1

Материалы » Личностное развитие детей-инвалидов по зрению » Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

Внутренний мир личности, ее самосознание и самооценка является предметом исследования различных областей знаний на протяжении всей истории научной мысли. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что данное учение составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самооцениванию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Образ-Я.

Проблема самосознания и Я - образа в отечественной и зарубежной психологии раскрыты достаточно полно. Проводятся психологические исследования, в которых изучается структура самосознания, механизмы развития Я – концепции, взаимосвязь Я – образа с различными личностными характеристиками и т.п. Особое внимание уделяется вопросу организации деятельности как одному из наиболее эффективных способов развития самосознания, адекватной самооценки в работах Дубровиной И.В., Прихожан А.М., Цукерман Г.А., Кривцовой С.В.

Я-образ и его оценка возникают у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, по мнению В.С. Мерлина, сознание своей тождественности, своего собственного «я» как активного, деятельного начала, осознание своих психических свойств и качеств, как определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Я-образ - понятие, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. С момента своего зарождения Я-образ становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. [20, С. 83]

Эмоционально-оценочная составляющая Я-образа - это самооценка. Человек как личность - самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

- оценка других людей;

- круг значимых других или референтная группа;

- актуальное сравнение с другими;

- сравнение реального и идеального Я;

- измерение результатов своей деятельности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья. [12, С. 73]

Страницы: 1 2 3 4

Антенатальные и перинатальные факторы нарушения онтогенезе
К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в теч ...

Проявление истероидного характера
Этот тип органической психопатии более характерен для подростков женского пола. Наиболее ярким его проявлением бывает склонность к частым и бурным аффективным реакциям с криками, плачем, рыданиями вплоть до типичных истерических припадков. Истерические реакции легко возникают при малейших неудачах, в трудных ситуациях, при столкновении ...

Время самоисследования и возврат к равновесию после развода
Основная проблема этого периода - одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются но ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru