Особенности поведения личности, длительное время
подвергавшиеся манипулятивному воздействиюСтраница 4
При постановке судебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего от деятельности секты все эти состояния должны оцениваться как следствия причиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтная психотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развития невротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрыто протекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи. когда лицо, порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных в секте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью.
Проблемы жертв культового контроля сознания:
1. Крайнее нарушение идентичности
, диссоциирующие состояния – «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), «плавание» описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще «кадетами пространства» («Space Cadei») из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. «Плавание» может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации.
2. Приступы паники и тревожности
, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Один психиатр пришел к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, который в свою очередь приводил к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» – отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований. [Дворкин, 1996, с. 125–128];
3. Психосоматические симптомы
(головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы).
проблемы с принятием
решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.
Cуществуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.[33]. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. [14]. Так, амер. психологи, обследовав большую группу экс-культистов, нашли у 52% из них синдром «плавания» (floating), ночные кошмары – 40%, амнезию (расстройство памяти) – 21%, галлюцинации и мании – 14%, неспособность сломать «навязчивые умственные ритмы» монотонного пения. ритуально навязанного в секте, – 35%, вспышки ярости – 14% и тенденции к самоубийству или саморазрушению – 21%. Согласно 88% экс-культистов рассматривали свои группы как вредные (37%) или очень вредные (51%).
Характеристика психологической готовности детей к школе
«Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание псих ...
Структура социальных представлений
Социальные представления включают: информацию, поле представления и установку:
- поле представления – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содер ...
Классификация видов отклоняющегося поведения. Проблема классификации
поведенческих расстройств.
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.
Основная причина заключается в междисциплинарном ха ...