Исследования индивидуальных различий. Основные исследования по формированию индивидуальности
Страница 1

Материалы » Исследования индивидуальных различий людей » Исследования индивидуальных различий. Основные исследования по формированию индивидуальности

Темперамент (от лат.— соразмерность) — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20].

По теории И. П. Павлова, предпочтительными темперамента­ми для успешности деятельности являются темперамент сангви­ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за неуравновешенности процессов возбуждения и тор­можения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной си­стемы характеризует меланхолика. Однако Б. М.Теплов и В. Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпера­ментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые раз­ные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. По-видимому, профотбор должен основываться на этих двух положе­ниях, при этом решающее значение должны иметь результаты спе­циального тестирования[6,190].

По мнению Я.Стреляу, активность как одна из черт темпера­мента личности проявляется в энергетическом уровне поведения. Со свойством активности личности наиболее часто положительно коррелируют такие свойства нервной системы, как сила и активированность,"измеряемые с помощью ЭЭГ-методик."Для оценки Эмоциональности могут также использоваться различные тесты-опросники (Спилберга,Тейлора), для оценки тревожности и нейротизма — опросник Г. Айзенка. На физиологическом уровне эмо­циональность измеряют вегетативными и ЭЭГ-показателями[6,198].

Темперамент человека достаточно устойчив. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность коренного изменения темперамента в процессе жизни, например превращение флегматика в сангвиника или меланхолика.

Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические: предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и, естественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нерв­ной системы. Ф. П. Майоров и С. Н. Выржиковский в своих иссле­дованиях, выполненных на животных, в частности в опытах на щенках, показали возможность изменения типологических свойств нервной системы в течение жизни. Они разделили помет щенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и при­волья, другие — в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи с внешним миром, а также им не приходилось бороться за свое выживание. Когда щенки подросли, то поведение их значительно различалось. Например, у всех развивавшихся в клет­ке были резко выражены пассивно-оборонительные реакции (они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависело от условий окружающей среды, в которых они воспиты­вались. Тренировка нервных процессов способствовала некоторому изменению типологических свойств. В частности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервных процессов, и жи­вотное, ранее типологически сильное, переходило в группу слабых. Эти и другие факты легли в основу учения о фенотипе и генотипе.[8,105]

Страницы: 1 2 3

Коррекция нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности. Выявление особенностей младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой д
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида с.Амурзет. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет. Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диа ...

Содержание, методы и социально-педагогические условия профориентационного консультирования. Структура профориентационной работы
Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведени ...

Взаимное восприятие и понимание военнослужащими друг друга. Характеристика сущности и содержания процессов взаимного восприятия и понимания военнослужащих
Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и та ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru