Исследования индивидуальных различий. Основные исследования по формированию индивидуальности
Страница 2

Материалы » Исследования индивидуальных различий людей » Исследования индивидуальных различий. Основные исследования по формированию индивидуальности

Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. — происхожде­ние, — отпечаток, образец) характеризуется врожденными ; типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип (от греч. — проявлять, яв­лять) — совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип — это сплав врож­денных и приобретенных свойств организма.

С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свой­ства (подвижность) были доказаны специальными исследования­ми В. К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изучение ти­пологических свойств у однояйцевых близнецов позволили заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательно­го и природного характера его можно изменить.

Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные дан­ные, полученные на животных. Однако наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и от­дыха играют весьма важную роль в формировании типологиче­ских особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) забо­ты о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необо­снованная и нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности, посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков, способствует формирова­нию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Способы определения типологических свойств. Для определе­ния типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были раз­работаны специальные экспериментальные методы — «Большой стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большому стан­дарту» занимало около 2 лет, по «Малому» —6—7 мес. По «Мало­му стандарту» число методик было сокращено. О силе возбужде­ния судили по скорости выработки условного рефлекса, но глав­ным образом — по кофеиновой пробе. Силу процесса возбужде­ния у собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопро­вождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблю­далось снижение условно-рефлекторных эффектов. О силе тормо­жения судили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений . Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то такой процесс относили к сильному, если в пределах 30 соче­таний и более — к слабому процессу торможения.

Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения ре­акций при разной интенсивности раздражителя и изменения ре­акций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость вели­чины латентного периода сенсомоторной реакции на многократ­ное повторение раздражителей средней величины.

Чаще всего используются световые раздражители определен­ной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с ин­тервалом следования 1—3 с; каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.

Страницы: 1 2 3

Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников встречаются очень часто, как уже говорилось эта проблема сейчас очень актуальна. В этой связи встаёт вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребёнка расстройства. М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможности отклонения в любом поведении. 1. Нормативы, соотве ...

Телесно-ориентированная терапия
Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём н ...

Тревожность. Анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины. Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде все ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru