Исследования индивидуальных различий. Основные
исследования по формированию индивидуальностиСтраница 2
Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б. Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. — происхождение, — отпечаток, образец) характеризуется врожденными ; типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип (от греч. — проявлять, являть) — совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип — это сплав врожденных и приобретенных свойств организма.
С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свойства (подвижность) были доказаны специальными исследованиями В. К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изучение типологических свойств у однояйцевых близнецов позволили заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательного и природного характера его можно изменить.
Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные данные, полученные на животных. Однако наблюдения за развитием детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятельность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типологических особенностей нервной системы.
Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняется, но даже предупреждается каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба, когда из жизни ребенка исключены трудности, посильные заботы, отсутствуют условия для приобретения трудовых навыков, способствует формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.
Способы определения типологических свойств. Для определения типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были разработаны специальные экспериментальные методы — «Большой стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большому стандарту» занимало около 2 лет, по «Малому» —6—7 мес. По «Малому стандарту» число методик было сокращено. О силе возбуждения судили по скорости выработки условного рефлекса, но главным образом — по кофеиновой пробе. Силу процесса возбуждения у собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопровождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблюдалось снижение условно-рефлекторных эффектов. О силе торможения судили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений . Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, то такой процесс относили к сильному, если в пределах 30 сочетаний и более — к слабому процессу торможения.
Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость величины латентного периода сенсомоторной реакции на многократное повторение раздражителей средней величины.
Чаще всего используются световые раздражители определенной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с интервалом следования 1—3 с; каждый раз при загорании лампочки испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с.
Влияние коммуникативного контекста на организацию
речи
В изучении дискурса большое значение имеет исследование влияния коммуникативного контекста на организацию речи, психологические процессы, связанные с ее подготовкой и планированием. Эта линия исследований реализуется В.А. Цепцовым. С позиций разрабатываемого подхода коммуникативные переменные столь же важны для понимания речевых процесс ...
Эффективность коррекционных занятий как способа коррекции межличностных
отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта
С целью проверки эффективности коррекционных занятий нами был проведен контрольный эксперимент. Мы повторно провели социометрическую методику Р. Жиля (приложение 1). И построили следующую социоматрицу (табл. 10).
Таблица 10.
кто
кого выбирают
количество выборов
выбирает
1
2
3
4
5
сделанных
взаимных ...
Общая характеристика испытуемой
Татьяна Владимировна выглядит намного моложе своих лет. Выражение лица приветливое, внимательное. К предложенному исследованию отнеслась спокойно, без особого интереса. Ей не особо интересно было узнать результаты исследования. Она руководствовалась принципом «ну раз надо, значит буду».
Во время диагностики Татьяна Владимировна хорошо ...

