Особенности поведения личности, длительное время
подвергавшиеся манипулятивному воздействиюСтраница 3
В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных. [7].
Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т.п., программирующих на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение – совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм. [33].
С помощью такого психологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: «Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо». Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями. [33].
Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам секты и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь – измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации.
С.С. Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что «принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний». Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread – обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.
Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).
Темперамент и свойства нервной системы как психологические категории. Общее представление о свойствах нервной системы
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий.
Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той ...
Понятие об адаптации человека
Понятие «адаптация» – одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате эволюции, обеспечивают возможность организма существовать в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация – динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, не смотр ...
Методики исследования и их краткая характеристика. Методика диагностики
синдрома эмоционального выгорания В. В.Бойко.
Цель: изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
Методика представляет собой опросник, содержащий 84 вопроса. Предполагаемые варианты ответа: «да» или «нет». Время, отведённое испытуемым на заполнение бланка, строго не ограничивается, но выносится рекомендация, что не стоит долго размышл ...

