Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований. Интенциональные основания вербальной коммуникации
Страница 1

Материалы » Проблема самопрезентации субъекта - дискурсивный подход » Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований. Интенциональные основания вербальной коммуникации

Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты.

Современные исследования проводятся с позиций интент-анализа – психологического подхода к изучению интенций, который позволяет реконструировать стоящие за речью интенции коммуникантов и их влияние на организацию дискурса. Хотя изучение интенциональных аспектов речи осуществляется также с позиций других подходов (в первую очередь лингвистической прагматики, ориентированной на теорию речевых актов), важной особенностью интент-анализа выступает его обращенность к аутентичным речевым материалам, таким интенциональным характеристикам, которые связаны с ходом коммуникации, практической деятельностью участников. Характеризуются не только типовые открыто выражаемые намерения (просьба, приказ), но и другие интенции (в том числе неосознаваемые), которые воспринимаются партнерами и составляют психологическую реальность коммуникации.

Теоретические и методические установки интент-анализа подробно рассмотрены в ряде публикаций. При обращении к проблематике дискурса проведена большая работа, связанная с развитием метода и апробацией вариантов техники, пригодных для изучения разных его видов. Получили развитие техника интент-анализа диалога в условиях непосредственного непринужденного общения, методики интент-анализа политического, педагогического, консультационного дискурса. Разработаны также экспериментальные методики изучения понимания выражаемых в речи интенций, сочетающие процедуры экспертного интент-анализ дискурса и его субъективного шкалирования испытуемыми.

На этой методической основе ведется изучение интенциональных характеристик разных видов дискурса. Работа осуществляется по нескольким линиям.

Исследования, проводимые Н.Д. Павловой,

связаны с изучением предвыборного политического дискурса. В цикле работ показана возможность моделирования интенционального пространства дискурса – совокупности иерархически организованных интенций и интенциональных структур, свойственных данной сфере коммуникации и составляющих ее основу. Интенциональное пространство, реконструированное на материале предвыборных выступлений политиков, включает: ведущие интенциональные направленности коммуникантов, их характерные составляющие, варианты конкретных интенций, получающих выражение в дискурсе. Так, одна из основных интенциональных направленностей политиков - на агитацию избирателя, в общем случае предполагает его привлечение, а также консолидацию и активизацию. Каждая из этих составляющих связана с набором интенций, которые регулярно, но с различной частотой проявляются в предвыборной ситуации (завоевать внимание, возбудить недовольство, побудить к действиям и пр.). Направленность на себя и сторонников реализуется как апологизация личных качеств и действий. Вместе с тем, идентификация с избирателем: характерны интенции, манифестировать социально одобряемые качества (смелость, честность), показать компетентность и готовность действовать, завуалировать или оправдать негативные факты и др. В общей сложности, по результатам исследования, реконструировано более 50 интенциональных компонентов, обычных для предвыборных выступлений. [6, C. 114]

Обосновывается представление, что интенциональное пространство во многом определяет характер дискурса: используемые средства и способы выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем. Возможности понимания говорящего аудиторией также зависят от интенциональных особенностей коммуникации.

Если рассмотренные исследования обнаруживают интенциональные характеристики дискурса, связанные в первую очередь с предвыборной ситуацией, то исследования повседневного диалога, проводимые И.А. Зачесовой, выявляют интенции, соотнесенные в большей степени с личностной сферой коммуникантов, их отношениями.

Страницы: 1 2

Ценностные ориентации в трудовой жизнедеятельности у руководящих работников
Ценности являются "специфической формой смысловых образований в личностных структурах", и поэтому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности. Термин "ценность" широко используется в социологической, философской и психологической литературе. Всё многообразие предметов и явлений окружающего ...

Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений слабослышащих учащихся с нарушениями интеллекта
1 занятие Цель: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников; повышение самооценки. Упражнение «Ласковое имя» Каждый участник придумывает уменьшительно-ласкательное имя для соседа справа и слева. Упражнение «Хочу сказать приятное» Каждый ребенок хвалит соседа с ...

Младшее школьное детство. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом.[26, с.74] Младший школьный возраст является критическим как с точки зрения психологии ("кризис семи лет"), так и с точки зрения медицины (возрастает риск возни ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru