Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности
Страница 1

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности

Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По З.Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос" или либидо) и агрессия, страсть к разрушению ("танатос"). Кроме этого, в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта) [30, с. 108].

Содержание бессознательного энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является "двигателем" человеческого поведения, его стремлений.

Влечения бессознательного находятся в противоречии с корнями культуры. З.Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами; в процессе развития "Я" человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).

Причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями, что случается при неэффективных защитных механизмах.

Основанный З.Фрейдом психоанализ исходит из предпосылки, что все трудности, возникающие в жизни человека, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутреннем конфликте, гнездящемся в его подсознании.

Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома.

Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики - интерпретация проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки и др.).

В "Наброске научной психологии" З.Фрейд ставит проблему защиты двояко: ищет истории так называемой "первичной защиты" в "опыте страдания" и стремится отличать патологическую форму защиты от нормальной.

Последователи З.Фрейда, а в дальнейшем и представители других (не психоаналитических) школ, стали разрабатывать понятие психологической защиты, детализируя и дополняя его перечнем новых защитных механизмов. Широкое распространение в современных зарубежных и отечественных исследованиях получила точка зрения, согласно которой существует большое число защитных механизмов, обеспечивающих индивиду избавление от тревоги за счет искажения или отказа от реальности [30, с. 125].

А.Фрейд отказалась от попыток создать стройную классификацию защитных механизмов, перейдя на их описание, и упоминает 10 способов защиты: вытеснение, регрессия, реактивное образование (формирование реакций), изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По её мнению, все упомянутые механизмы, за исключением сублимации, играют негативную роль для психически здорового человека, т.к. использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и, конечном счете, велика вероятность появления болезни Помимо этого она описывает ряд защитных техник, используемых детьми (отрицание реальности, идентификация с агрессором, интеллектуализирование), которые позднее были отнесены к числу самостоятельных защитных механизмов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отклоняющееся поведение. Понятие отклоняющегося поведения.
К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые р ...

Адаптация человека. Общее представление о функциональном состоянии человека
Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человеческому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний. В психологии наиболее распространенным является предст ...

Эмоциональный стресс
Понятие эмоционального стресса. Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об ЭС заложены Кэнноном и ра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru