Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности
Страница 1

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности

Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По З.Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос" или либидо) и агрессия, страсть к разрушению ("танатос"). Кроме этого, в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта) [30, с. 108].

Содержание бессознательного энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является "двигателем" человеческого поведения, его стремлений.

Влечения бессознательного находятся в противоречии с корнями культуры. З.Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами; в процессе развития "Я" человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом.

Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).

Причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями, что случается при неэффективных защитных механизмах.

Основанный З.Фрейдом психоанализ исходит из предпосылки, что все трудности, возникающие в жизни человека, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутреннем конфликте, гнездящемся в его подсознании.

Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома.

Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики - интерпретация проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки и др.).

В "Наброске научной психологии" З.Фрейд ставит проблему защиты двояко: ищет истории так называемой "первичной защиты" в "опыте страдания" и стремится отличать патологическую форму защиты от нормальной.

Последователи З.Фрейда, а в дальнейшем и представители других (не психоаналитических) школ, стали разрабатывать понятие психологической защиты, детализируя и дополняя его перечнем новых защитных механизмов. Широкое распространение в современных зарубежных и отечественных исследованиях получила точка зрения, согласно которой существует большое число защитных механизмов, обеспечивающих индивиду избавление от тревоги за счет искажения или отказа от реальности [30, с. 125].

А.Фрейд отказалась от попыток создать стройную классификацию защитных механизмов, перейдя на их описание, и упоминает 10 способов защиты: вытеснение, регрессия, реактивное образование (формирование реакций), изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По её мнению, все упомянутые механизмы, за исключением сублимации, играют негативную роль для психически здорового человека, т.к. использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и, конечном счете, велика вероятность появления болезни Помимо этого она описывает ряд защитных техник, используемых детьми (отрицание реальности, идентификация с агрессором, интеллектуализирование), которые позднее были отнесены к числу самостоятельных защитных механизмов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Теоретическая часть. Сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникал ...

Риски, связанные с воздействием эмоций. Особенности, функции и классификация эмоций
Оценка любого вида риска становится неадекватной под сильным эмоциональным воздействием. Человек наполнен эмоциями, которые представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла окружающих явлений и ситуаций. Главная особенность эмоций – переживания человеком своего отношения к зн ...

Деньги – инструмент власти в семье.
В наши дни вопрос о зарабатывании денег в семье стоит особенно остро. Неважно, кто зарабатывает деньги: мужчина, женщина, или они оба. В идеальной семье они складываются в общий котел, или кошелек, и распоряжаются ими супруги сообща (не считая, конечно, незначительных повседневных покупок). Если этого нет, то семьи могут удариться в про ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru