Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности
Страница 3

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Психологические защиты личности. Концепция психологической защиты личности

В дальнейшем понятие психологической защиты и защитных механизмов стало общепсихологическим и стало изучаться в самых разных направлениях психологии.

Понятие «психологическая защита» требует определение того, что (какое психическое явление), от чего и каким образом защищается. Объектом защиты, на наш взгляд, является психическое образование, занимающее центральное место на пересечении биологических, психологических и социальных составляющих личности и определяемое как «личностный смысл» [28, с. 131].

Личностный смысл - согласно определению А.Н.Леонтьева - индивидуализированное отражение действительности через отношение личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемые как значения «для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире. Личностный смысл образуется мотивами, побуждающими к деятельности; от личностного смысла зависят смысловые установки, которые определяют и регулируют отношения, деятельность и деяния личности. С учетом того, что система отношений является психологическим ядром личности (по В.Н.Мясищеву), это означает, согласно А.Н.Леонтьеву, что личностные смыслы, наряду с мотивами (и их иерархиями), представляют собой центральное психологическое образование личности.

Система личностных смыслов определяет, на наш взгляд, всю систему отношений личности, включает в себя систему ценностей человека, от нее зависит Я-концепция. Личностный смысл той необходимостью, без которой личность не может существовать.

От личностного смысла неотделимо понятие «значимости». Если личностный смысл раскрывает «значение для меня» материального или идеального объекта или субъекта, то через значимость оценивается это значение, то есть проявляется его ценность «для-меня» в конкретной ситуации или в определённый момент.

Изменение личностного смысла связано с определёнными и иногда очень большими трудностями для личности. Личностный смысл как целостное образование плохо поддается изменениям. Для субъекта легче заменить один смысл другим, чем изменить его содержание.

Если в сложившейся жизненной ситуации личностный смысл должен, но не может реализоваться, то возникает дисбаланс внутренних психический составляющих, ведущий к нарушению целостности личности и ее актуальной деятельности. Для устранения дисбаланса требуется изменение личностного смысла (что невозможно), его замена другим, более соответствующим ситуации, личностным смыслом (его может не быть) или защита существующего личностного смысла.

По нашему мнению, именно личностный смысл как центральное психическое образование требует действия психологической защиты для сохранения целостности функционирования различных психических структур личности.

Психологическая защита начинает действовать при появлении в структуре личностно-смысловых образований значимого негативного (для данной структуры) явления, которое мы назовем психотравмирующим фактором. Этим явлением может быть получение информации о складывающейся ситуации, происходящих событиях, действии какого-либо значимого стимула, или активизации внутренних образований (мотивов, установок, идей), противоречащих существующим [13, с. 72].

Полная неприемлимость существующим личностным смыслом вновь возникшего значения, их одинаково высокая значимость и актуальность для личности и, при этом, невозможность разрешить указанное противоречие находят свое проявление в переживаниях человека, определяемых как «психическая травма». Данное противоречие вызывает высокую психическую напряженность и соответствующие ей сильные вегетативные изменения, дестабилизируется внутренний динамический гомеостаз психических структур и, как следствие, дезорганизуется деятельность субъекта. Психологическая защита в такой ситуации позволяет без разрешения возникшего противоречия снизить уровень значимости психотравмирующего фактора, тем самым избавив индивида от внутренней психической напряженности и всех сопутствующих негативных изменений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология индивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и спо ...

Основные теоретические направления в изучении суицидального поведения
Проблема самоубийства не является узко психологической. Она находится на пересечении различных областей человеческого знания. Вскрытие причин суицидального поведения в значительной степени зависит от той области, с позиций которой изучается данный феномен. Так, в истории изучения данной проблемы можно отметить неоднократные попытки созд ...

Общенаучные методы
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках. Наблюдение - целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Существует несколько видов наблюдения. Преимущества метода заключа ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru