Эмпирическое исследование влияния эмпатии на стиль руководства у менеджеров. Организация и методы исследования

Материалы » Взаимосвязь уровня эмпатии и стиля руководства у менеджеров » Эмпирическое исследование влияния эмпатии на стиль руководства у менеджеров. Организация и методы исследования

Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства с целью анализа практикуемых и предпочитаемых стилей руководства и их влияние на эмоциональный интеллект.

В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: уровень эмпатии у менеджеров опосредуется их стилем руководства.

В исследовании принимали участие менеджеры СООО «НОВАЯ СУПРА» - торговой компании эксклюзивного дистрибьютора Procter & Gamble в РБ.

На первом этапе исследовалось стиль руководства трудовым коллективом и уровень эмпатии. Для этого использовались методики: Методика определения стиля руководства трудовым коллективом и «Ваши способности к эмпатии».

1. «Ваши способности к эмпатии» [1; c. 316]

Предлагаемая методика успешно используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Более подробное описание методики в Приложении 1.

2. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом [1; c. 200]

Данная методика разработана В.П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методик направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Более подробное описание методики в Приложении 2.

Стиль руководства/лидерства - типичная для руководителя/лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.

Сразу же нужно отметить, что в традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в экспериментальных исследованиях эти понятия очень трудно развести, и практически используются единые методики.

Типология К. Левина. Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства/лидерства:

- директивный (авторитарный);

- коллегиальный (демократический);

- попустительский (разрешительный, либеральный).

Каждый из стилей имеет две характеристики - формальную (Ф), в которую входят приемы и способы руководства, и содержательную (С), которая определяет решения, предлагаемые группе.

Рассмотрим характеристики каждого из стилей руководства.

Директивный стиль

Ф: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы. С: дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.

Коллегиальный стиль

Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

Ф: отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы. С: дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Левин в своих работах рекомендовал именно коллегиальный стиль как наиболее эффективный стиль руководства. Эту позицию разделяли у нас многие специалисты по психологии управления, то есть задачей руководителя считалось "совершенствование индивидуального стиля руководства в сторону его коллегиальности".

3.Метод статистической обработки: U - критерий Манна-Уитни [30; с.49].

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда п1, п2 ≥ 3или п1=2, п2≥5, и является более мощным чем критерий Розенбаума.

Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное), положительное (познавательное осознанное), положительное (активное, инициативное ...

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как аг ...

Методы коллективного принятия решений
Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфи — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru