Личность человека и его индивидуально-типологические особенности. Направление личности
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Структуру личности составляют характер, темперамент и способности. В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Характер человека проявляется: 1. В том, как он относится к другим людям; 2. Показательно для характера отношение человека к себе; 3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу; 4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.Характер и темперамент. От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий. Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический. Понятие о способностях. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения. Самый верный способ определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Особенности личности: 1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе; 2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться; Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности. Направления развития личности. Когда идет речь о саморазвитии всегда возникает вопрос о направлениях развития. И разные школы психологии отвечают на этот вопрос по-разному. Сама терминология может сильно отличаться – саморазвитие, личностный рост, изменение, трансформация, психологическое взросление, самореализация, интеграция личности, самоосуществление, движение к себе – вот далеко не полный список возможных названий. Он гораздо шире, если вспомнить подходы не только психологические, но эзотерические и духовные, а также существующие традиционные и современные системы и методы саморазвития.
Сравнительный анализ проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля
руководства
На первом этапе исследовалось стиль руководства менеджеров и их эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании принимали участие одна группа менеджеров фирмы: 32 чел. (22 – мужчины, 10 – женщины). Тесты предоставлялись участникам для того, чтоб ...
Самопрезентация в политическом дискурсе
Начало психологического изучения репрезентируемых в речи интенций политиков было положено в ряде коллективных работ лаборатории психологии речи и психолингвистики РАН. В исследованиях многих авторов (Т.Н.Ушаковой, В.В. Латынова и др.) было показано, что в текстах, в том числе конфликтного характера, при обсуждении себя и своих сторонник ...
Теоретическая часть. Сотрудничество
и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействия
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникал ...