Познавательные психические процессы личностиСтраница 4
Для диагностики внимания используется ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В. Вундта, Д. Кеттела; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания – метод таблиц Шульте.[39]
Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации, узнавание однажды воспринятых объектов и явлений действительности. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий, формирование образов целей и достижений, творческое порождение художественных образов в искусстве и «мыслеобразов» в научной работе — все это возможно благодаря процессам воображения.
Воображение
— это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.[42]
В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.
Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в единстве с мышлением. Механизмы воображения актуализируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи не полны и с трудом поддаются анализу.
В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная разновидность психической активности — имагинативная деятельность. Работа воображения выражается:
1) в построении образа цели конечного результата и средств предметной деятельности;
2) в формировании программы поведения в условиях неопределенности проблемной ситуации;
3) в создании образов на основе описания какого-либо объекта или ситуации;
4) в продуцировании образов, которые не программируют, а замещают деятельность.
В случае замещения внешних практических действий, воображение принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит мечтание – создание образов желаемого будущего. Продукты этой деятельности в рационалистической традиции оцениваются преимущественно негативно, как иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют значительную психологическую ценность. Так, образы достижений выступают в качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии, новых социальных ролей и форм деятельности. Мечта — это не только фикция, но и необходимое условие преобразования действительности.
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения.
Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Л.С. Выготский [10] утверждал, что отдельные элементы наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определяются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагирован-ных эмоций и неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто остаются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не казалось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к действенным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосознаваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.[44]
Методы влияния
религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к ...
Кто подвержен воздействию культов?
В ходе работы мне стало ясно, что любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Культы воздействуют на всех нас. Подумайте о людях, которые окружают вас в жизни: Матери, отцы, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники, мачехи, отчимы, сводные сестры, сводные братья, ...
Биологич. процесс старения. Психическое старение и его положит. и отрицат. признаки
При определении термина "старение" необходимым и достаточным оказывается определение принципа старения как явления:
старение - "снижение жизнеспособности со временем", или
старение - "повышения вероятности смерти со временем", или в более общем виде:
старение – "повышение степени хаоса на всех струк ...

