Познавательные психические процессы личности
Страница 1

Психология начала свое существование в качестве экспериментальной науки во второй половине XIX века, в лабораториях В. Вундта, Э. Титченера, Г.Ге льмгольца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Эббингауза и др. «патриархов», которые исследовали преимущественно отдельные «акты сознания» – познавательные психические процессы. Эксперименты этих ученых позволили впервые установить законосообразность функционирования психики и выделить особую форму причинности – психическую, не сводимую к физической или биологической детерминации явлений душевной жизни. Предметом исследования стали ощущение и восприятие, внимание, память, а позднее воображение и мышление, которые являются основой любой творческой деятельности.[36]

Как известно творческие способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству творческие способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. Невозможно в данной работе охватить все познавательные психические процессы, поэтому остановимся на двух интересующих нас это внимание и воображение. Основное направление деятельности школы искусства связано с развитием художественной сферы ребёнка. Поэтому указанные психические процессы мы будем рассматривать в художественной деятельности детей. Так, как именно эти психические процессы играют огромную роль в формирование художественно – творческих знаний умений и навыков.

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э. Гуссерль (1859-1938), [38] «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о . » чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на матери­альный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем-то), я хочу (чего-то) и т.д. В психологии избирательный, направлен­ный характер психической активности связывается с особым свойством пси­хики — вниманием.

Внимание – это направленность психики сознания на опреде­ленные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Другой вариант определения: сосредото­чение сознания на отдельных (личностно или ситуативно значимых) аспектах действительности.[39]

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Лейбницем и Кантом. В общих чертах, понятие «апперцепция» выражает зависимость восприятия действительности от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. В. Вундт, [37] видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так наз. «творческий синтез»). Т. Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов (моторная теория внимания). Русский психолог конца XIX столетия Н.Н. Ланге соотносил внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». В рефлексологии функция внимания связывалась, а нередко и отождествлялась с ориентировочным рефлексом (шире — с ориентировочно-исследовательской деятельно­стью). Д.Н. Узнадзе определял внимание как акт объективации, посредством которого в случае затруднений или сбоя текущей деятельности слабое звено импульсивного поведения переводится в сознание, становясь предметом познавательной активности субъекта. Н.Ф. Добрынин, определяя внимание, акцентировал аспект психологической «значимости»: внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для индивида устойчивую или ситуативную значимость. При таком понимании выявляется связь процессов внимания с эмоциями, потребностями и интересами личности, со всей сферой ее направленности.[40]

Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии. В рамках этого направления внимание трактовалось как сложный, иерархически организованный и многоуровневый процесс отбора (фильтрации) текущей информации (модель множественной селекции М. Эрдели), как умственное усилие, обеспечивающее оптимальное распределение интрапсихических ресурсов (Д. Канеман), как перцептивное действие (У. Найссер). У. Найссер ввел в психологию понятие «предвнимание» и выделил два этапа процесса переработки сенсорной информации: на первом этапе происходит пассивная предвнимательная переработка без активного включения сознания; на втором — внимательная или фокальная, обеспечивающая активное конструирование образа. В большинстве современных психологических теорий внимания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальными задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Социальная, или личностная, готовность ...

Теория типов личности Ганса Айзенка
Ганс Айзенк – еще один представитель диспозиционного направления. Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. ...

Контроль мышления
В культе, осуществляющем контроль сознания, доктрина группы рассматривается как абсолютная Истина, как единственное решение человеческих проблем. Доктрину культа можно, как правило, выразить простейшей формулой: «Мы – путь! Мы – истина! Вы, те, кто не с нами, погибли. Мы знаем, а вы – нет». Она проповедует черно-белое мышление и делит м ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru