Познавательные психические процессы личности
Страница 3

· концентрация (степень сосредоточения на объекте),

· устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),

· переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),

· объем,

· распределение (на несколько объектов одновременно).

Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведены уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психолог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно записывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни одна из операций не замедлялась.[38] Позднее в 1895 году французским психологом Б.Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне посте­пенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который первым отвлечет на себя внимание испытуемого[41].

Переключение внимание, как показывают данные психофизиологических экспериментов, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность инертность.

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 – у младших школьников.

Классификации видов внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.

1. Непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта — силой воздействия, новизной и пр.

2. Произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловлен­ное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специ­фически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности.

3. Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целя­ми и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновид­ность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятель­ности, и обеспечивает его высокую продуктивность. Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.[37]

В зависимости от локализации объекта внимания различают внима­ние внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего ми­ра, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Переме­щение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие про­цессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс. Другой вариант классификации — подразделение внимания на сен­сорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внима­ние), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процес­сы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

В истории психологии одна из наиболее ранних попыток классификации всего многообразия феноменов и проявлении внимания была предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновидности: [38]

1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),

2) непосредственное (когда объект интересен сам по себе) и производное, опосредованное,

3) непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и произволь­ное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно, данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.

В исследованиях внимания основной научной проблемой следует при­знать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать определенные границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии доминировал феноменологический критерий: вниманию соответствовала сфера ясного сознания (или «актуального сознания» в противоположность «фоновому»). Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что попадает в поле внимания. Позднее феноменологический критерий был дополнен критерием продуктивности (внимание повышает общую продуктивность деятельности) и мнемическим критери­ем (запоминается то, что входит в поле внимания), а объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации внешних (физиоло­гических и поведенческих) его проявлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Физиологическая и психологическая основа типов темперамента
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков" жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален разработал первую типол ...

Механизмы психологической защиты и их адаптивная и дезадаптивная роль
Понятие психологическая защита приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов «физиологической защиты», направленных на восстановление нарушенного гомеостаза органи ...

Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное), положительное (познавательное осознанное), положительное (активное, инициативное ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru