Познавательные психические процессы личностиСтраница 6
В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобальных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззрения. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».
Эффективное использование имагинативных техник (в частности, техник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, минимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуляции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (сниженной) мотивации.
В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:
1) воображение репродуктивное (воссоздающее);
2) воображение продуктивное (творческое);
3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).
Воссоздающее воображение выражается в построении образа объекта или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный материал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изначально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной новизной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впечатлений из его прошлого опыта.
Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.
Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:
· агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);
· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);
· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);
· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;
· типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными исходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мысленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш [46] полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непосредственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, тогда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.
Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход — воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абстрактных элементов.
Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилей. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободному перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения об инерциальном движении. В данном пункте научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллюзий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не случайно выдающийся физик Э. Резерфорд усматривал предпосылки прогресса научного знания в соединении фантазии и эксперимента.
Практические рекомендации для родителей по выбору стиля воспитания и уменьшения
агрессии ребенка с СДВГ
Как мы уже упоминали, к таким детям стоит относиться с особым вниманием. Главный упор сделать следует на “выплеск” энергии ребенка, без ущерба чьих либо интересов – лучше всего выделить ему место дома с различными приспособлениями для активного отдыха. Как можно чаще выходить на прогулку, объясняя ему попутно технику безопасности.
Так ...
Психика, сознание,
бессознательное
Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, — означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е. вопросами о принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Т. Липпс в известном ...
Описание работы
Конечно, далеко не все описания работы основываются на профессиографическом анализе. Этому есть множество объяснений, из которых главным является время и дороговизна такого анализа. Тем не менее, описания работы крайне полезны для многих связанных с персоналом функций, к которым они имеют отношение, когда эти описания создаются на основ ...