Познавательные психические процессы личностиСтраница 6
В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобальных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззрения. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».
Эффективное использование имагинативных техник (в частности, техник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, минимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуляции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (сниженной) мотивации.
В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:
1) воображение репродуктивное (воссоздающее);
2) воображение продуктивное (творческое);
3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).
Воссоздающее воображение выражается в построении образа объекта или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный материал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изначально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной новизной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впечатлений из его прошлого опыта.
Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.
Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:
· агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);
· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);
· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);
· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;
· типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными исходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мысленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш [46] полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непосредственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, тогда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.
Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход — воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абстрактных элементов.
Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилей. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободному перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения об инерциальном движении. В данном пункте научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллюзий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не случайно выдающийся физик Э. Резерфорд усматривал предпосылки прогресса научного знания в соединении фантазии и эксперимента.
Цели и методы психотерапии
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:
1) те ...
Пси́хика — сложное понятие в философии, психологии и медицине
Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений. Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т.е. ...
Переговоры.
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры. Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на пер ...