Психологические исследования проявлений шизофренического
дефекта. Психологические исследования нарушения когнитивных функций при
шизофрении. Общий обзор подходовСтраница 1
В связи со своеобразием психических, и прежде всего когнитивных, нарушений при шизофрении и невозможностью оценить их по критериям слабоумия, исследователи обратили свое внимание на психологию таких больных. «Мышление, речь и восприятие больных отличаются необычностью и парадоксальностью, не имеющими аналогии среди других известных видов соответствующей психической патологии. Большинство авторов обращают внимание на особую диссоциацию, характеризующую не только познавательную, но и всю психическую деятельность и поведение больных. Так, больные шизофренией могут выполнять сложные виды интеллектуальной деятельности, но часто испытывают затруднения при решении простых задач. Нередко парадоксальными являются также способы их действий, склонности и увлечения»[7].
По данным психологических исследований, когнитивные нарушения при шизофрении происходят на всех уровнях познавательной деятельности, начиная с непосредственного чувственного отражения. «Разные свойства окружающего мира выделяются больными несколько иначе, чем здоровыми: они по-разному «акцентируются», что приводит к снижению эффективности и «экономичности» процесса восприятия. Однако при этом отмечается повышение «перцептивной точности» восприятия образа»[8].
Все эти особенности отмечаются и в мышлении больных: выделяются малозначимые предметы и снижается уровень избирательности. Избирательность мышления обусловлена влиянием прошлого социального опыта субъекта на его мыслительную деятельность. Такая диссоциация когнитивных функций у больных ярко проявляется лишь в социально опосредованных видах деятельности, т.е. где субъекту требуется опора на его прошлый опыт.
Такие особенности познания мира, а именно снижение избирательности мышления, уменьшают эффективность деятельности больных, однако способности восприятия предметов и явлений позволяют им мыслить нестандартно, «оригинально» и, таким образом, достигать успехов в некоторых областях творчества.
В исследованиях нарушений психических процессов при шизофрении также были выявлены факты и механизмы так называемых «сверхвключений» (термин Н. Камерона): «больные при решении различных задач привлекают избыточное количество категорий»[9]. Камерон связывал возникновение этого процесса с нарушением межличностных отношений.
В основном исследования патологии психической деятельности при шизофрении были когнитивно-ориентированными и шли в двух направлениях. Первое реализовало информационный подход к анализу психических явлений и патологии, второе, помимо анализа когнитивных процессов, включало и влияние на эти процессы межличностных отношений.
Факты сверхвключений при шизофрении в разных исследованиях получают различные трактовки. В работах Т. Вековича наличие сверхвключений связывается с неспособностью больных к удержанию установки или с невозможностью противостоять эмоциональным стимулам. Эта интерпретация основана на селективной теории психолога Дж. Брунера. «Эти факты свидетельствуют о расширении у больных шизофренией объема информации, круга свойств и отношений, включаемых в процесс мышления»[10].
Второе направление исследований основано на психодинамической концепции, которая подчеркивает ведущую роль средовых воздействий (прежде всего внутрисемейных отношений) на формирование патологии психических процессов. В основном такие работы проводятся американскими психологами в рамках изучения семей, имеющих шизофренического потомка, определяется общий познавательный стиль родителей и детей.
Студент как субъект учебной деятельности
Психологические особенности поздней юности (18-25 лет) – зрелости в умственном, нравственном отношении.
ü Пик интеллектуальных возможностей
ü Стабилизация характера
ü Убежденность, сложившееся мировоззрение
ü Чувство нового
ü Смелость, решительность
ü Способность к увлечению
ü Оптимизм
ü С ...
Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении – это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произво ...
Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:
q Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
q Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участникам ...