Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей
Страница 5

Материалы » Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте » Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей

3. Креативность понимается Дж. Рензулли как своеобра­зие поведения личности, которое выражается в ориги­нальных способах получения продукта, в новых подхо­дах к решению проблем, создании оригинального про­дукта.

Одаренность в данном случае проявляется как результат взаимодействия всех трех факторов, которые выступают как взаимосвязанные переменные (Дж. Рензулли, 1986).

Модель Дж. Рензулли построена на свойствах, отмечаемых у взрослых, реализовавших свои творческие возможности. Однако это порождает много нерешенных пока вопросов: не ясна природа существующей связи детской одаренности и ге­ниальности взрослого, что требует специальных как психоло­го-педагогических, так и психогенетических и нейропсихологических исследований.

Как естественный процесс, порождаемый сильной потреб­ностью человека в снятии напряжения, возникающего в си­туации незавершенности или неопределенности, рассматри­вает креативность известный американский психолог П. Тор­ренс[8]. Разработанные им на основе собственной концепции одаренности методики диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.[12]

Понимая, что высокие показатели креативности еще не га­рантия высоких творческих достижений в дальнейшем, они лишь свидетельство высокой вероятности их появления, напоминающую модель Дж. Рензулли, состоящую из трех услов­но пересекающихся окружностей, соответствующих творчес­ким способностям; творческим умениям; творческой мотива­ции. Максимальный уровень творческих достижений возмо­жен при сочетании всех трех факторов.

Другой модифицированный и дополненный вариант Дж. Рензулли предлагает Дж. Фельдхьюсен,[25] он разработал модель одаренности, включающую интеллектуальные и лич­ностные факторы:

· выдающиеся общие способности;

· специальные таланты в какой-либо области;

· я-концепция;

· мотивация.

По его мнению, в основе общей одаренности лежат общие способности, включающие:

· способность хорошо мыслить, эффективно перерабатывать информацию;

· достигать понимания;

· решать проблемы;

· использовать метакогнитивные системы.

Я - концепция и самоуважение, по Дж. Фельдхьюсену, явля­ется компонентом одаренности и таланта, которые при нали­чии других личностных и социальных факторов способствуют реализации одаренности и таланта. Дж. Фельдхьюсен считает, что многие компоненты одарен­ности поддаются развитию, и это развитие может быть оптимизировано (Дж. Фельдхьюсен, 1989).

Согласно многофакторной модели одаренности, разработанной К. Хеллер [29] и сотрудниками, высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения. Одаренность, в данной концепции, понимается как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные и психомоторные возможности (К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд, 1991).[33]

Фундаментальное, интегральное личностное свойство, обо­значаемое как «творческая одаренность» (А. М. Матюшкин, Торренс и др.), «человеческий потенциал» (Дж. Рензулли и др.) можно назвать «одаренностью». [26]

Данное понятие указывает на то, что это некая универсальная, потенциальная возможность реализации личности в творчестве. Одаренность как система включает в себя ряд компонентов. В основе теоретической модели одаренности лежит ставшая традиционной природа факторов, впервые выделенных Дж Рензулли: креативность, способности выше среднего уров­ня мотивация. К этим факторам присоединяются три основные сферы: психосоциальная, когнитивная и физическая. Они представляют обычно выделяемые, относительно автономные сферы, в которых проявляется одаренность. Характеризующие выделенные факторы, компоненты мо­дели, представляющие собственно психический уровень, который не­обходимо рассмотреть более подробно.

Креативности, как одному из основных ком­понентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался мно­гими исследователями как необходимое, но недостаточное условие Г. Хилдрет (1966), [20] анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности. Определение одаренности сегодня шире и основано на многообразии измерительных свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хо­рошего ученика», «но и креативного и оригинального».

П. Торренс под креативностью понимал «процесс, состав­ные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модифика­ция, а также сообщение результатов.[32]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Народная игрушка
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эт ...

Польза повторения
Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторят ...

Потребность
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта. Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Пот ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru