Теоретическая часть. Определение понятия творческих
способностейСтраница 3
· когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);
· эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);
· мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);
· коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).
Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается, как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид + деятельности
, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.[23]
Дивергентное мышление – важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки креативности.
Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами, в числе которых: интеллектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, необычность, оригинальность и т.д.[52]
В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской и западноевропейской науке. Главная причина, видимо, в том, что по существу эти явления традиционно рассматривались как единый комплекс. Важнейшей причиной данного положения дел следует считать полный отказ от теории и практики тестирования (1<2) и изучение интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на рассмотрение интеллекта (в первую очередь мышления) как комплексной характеристики не только исключающей креативности, а даже, напротив, рассматривающей последнюю как необходимую составляющую.
Мысль, высказанная еще С. Л. Рубинштейном о том, что мышление начинается в проблемной ситуации стала лейтмотивом дальнейших исследований проблемы мышления в отечественной психологии (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, 3.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.). Так, например, А.М. Матюшкин рассматривает мышление школьников в проблемной ситуации исключительно как творческий процесс (1972); важнейшая, специфическая черта творческого мышления – прогнозирование глубоко исследуется А. В. Брушлинским (1979); продуктивное (творческое) мышление как основа обучаемости рассматривается в исследовании 3. И. Калмыковой (1981).[7]
Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской, предложившей понятие «интеллектуальная активность» [25].
Проявления такой активности обнаруживаются в любых обстоятельствах, в любой деятельности человека. По определению автора, «интеллектуальная активность» есть «интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами (или подсистемами), которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы умственной деятельности. Качественной мерой активности является интеллектуальная инициатива, суть которой заключается в продолжении познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни высшей или субъективной отрицательной оценкой работы» (Д. Б. Богоявленская, 1983).
С помощью созданного автором метода «креативного поля» было выделено несколько уровней интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический и креативный. Именно самый высокий уровень интеллектуальной активности – креативный – является показателем творческой личности. «Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что интуитивно осознается многими психологами как важнейший фактор творчества» (Д. Б. Богоявленская, 1981). Высший уровень творческой деятельности проявляется, как считает Д. Б. Богоявленская, за счет единства интеллектуальных и личностных факторов.
А. М. Матюшкир [29], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:
Определение воображения (представления)
Определение
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью
Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспр ...
Что собой представляют инстинкты в действительности
Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукц ...
Некоторые эффекты и законы памяти
Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем: два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
В своих исследован ...