Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей
Страница 3

Материалы » Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте » Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей

· когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чув­ствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

· эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя­ния тревожности, наличие стенических эмоций);

· мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

· коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокуп­ность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность дей­ствительно рассматривается, как эвристический способ жизнедеятельности, но на уров­не социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид + деятельности

, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не со­гласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и мораль­ные предписания группы.[23]

Дивергентное мышление – важный элемент творческой де­ятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы ди­вергентного мышления могут служить критериями для выяв­ления и оценки креативности.

Дивергентное мышление по Гил­форду характеризуется 27 факторами, в числе которых: интел­лектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, не­обычность, оригинальность и т.д.[52]

В отечественной психологии проблема интеграции интеллек­туальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской и западно­европейской науке. Главная причина, видимо, в том, что по су­ществу эти явления традиционно рассматривались как единый комплекс. Важнейшей причиной данного положения дел следу­ет считать полный отказ от теории и практики тестирования (1<2) и изучение интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на рассмотрение интеллекта (в пер­вую очередь мышления) как комплексной характеристики не только исключающей креативности, а даже, напротив, рассмат­ривающей последнюю как необходимую составляющую.

Мысль, высказанная еще С. Л. Рубинштейном о том, что мышление начинается в проблемной ситуации стала лейтмоти­вом дальнейших исследований проблемы мышления в отече­ственной психологии (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, 3.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.). Так, например, А.М. Матюшкин рассматривает мышление школьников в про­блемной ситуации исключительно как творческий процесс (1972); важнейшая, специфическая черта творческого мыш­ления – прогнозирование глубоко исследуется А. В. Брушлинским (1979); продуктивное (творческое) мышление как ос­нова обучаемости рассматривается в исследовании 3. И. Кал­мыковой (1981).[7]

Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской, предложившей понятие «интеллектуаль­ная активность» [25].

Проявления такой активности обнаруживаются в любых обстоятельствах, в любой деятельности человека. По опреде­лению автора, «интеллектуальная активность» есть «интег­ральное свойство некоторой гипотетической системы, основ­ными компонентами (или подсистемами), которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неин­теллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы ум­ственной деятельности. Качественной мерой активности яв­ляется интеллектуальная инициатива, суть которой заклю­чается в продолжении познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни высшей или субъективной отрицательной оценкой работы» (Д. Б. Бого­явленская, 1983).

С помощью созданного автором метода «креативного поля» было выделено несколько уровней интеллектуальной актив­ности: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический и креативный. Именно самый высокий уровень интеллектуаль­ной активности – креативный – является показателем твор­ческой личности. «Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная законо­мерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что интуитивно осознается многими психоло­гами как важнейший фактор творчества» (Д. Б. Богоявленская, 1981). Высший уровень творческой деятельности проявляет­ся, как считает Д. Б. Богоявленская, за счет единства интел­лектуальных и личностных факторов.

А. М. Матюшкир [29], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение во вспомогательных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразност ...

Структура психики
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно: психические процессы психические состояния психические свойства Психические процессы – отно ...

Эвстресс и дистресс. Роль поисковой активности в профилактике дистресса
Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние называется Эвстресс. Эвстресс - это активизи ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru