Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей
Страница 3

Материалы » Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте » Теоретическая часть. Определение понятия творческих способностей

· когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чув­ствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

· эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя­ния тревожности, наличие стенических эмоций);

· мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

· коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокуп­ность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность дей­ствительно рассматривается, как эвристический способ жизнедеятельности, но на уров­не социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид + деятельности

, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не со­гласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и мораль­ные предписания группы.[23]

Дивергентное мышление – важный элемент творческой де­ятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы ди­вергентного мышления могут служить критериями для выяв­ления и оценки креативности.

Дивергентное мышление по Гил­форду характеризуется 27 факторами, в числе которых: интел­лектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, не­обычность, оригинальность и т.д.[52]

В отечественной психологии проблема интеграции интеллек­туальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской и западно­европейской науке. Главная причина, видимо, в том, что по су­ществу эти явления традиционно рассматривались как единый комплекс. Важнейшей причиной данного положения дел следу­ет считать полный отказ от теории и практики тестирования (1<2) и изучение интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на рассмотрение интеллекта (в пер­вую очередь мышления) как комплексной характеристики не только исключающей креативности, а даже, напротив, рассмат­ривающей последнюю как необходимую составляющую.

Мысль, высказанная еще С. Л. Рубинштейном о том, что мышление начинается в проблемной ситуации стала лейтмоти­вом дальнейших исследований проблемы мышления в отече­ственной психологии (А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, 3.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.). Так, например, А.М. Матюшкин рассматривает мышление школьников в про­блемной ситуации исключительно как творческий процесс (1972); важнейшая, специфическая черта творческого мыш­ления – прогнозирование глубоко исследуется А. В. Брушлинским (1979); продуктивное (творческое) мышление как ос­нова обучаемости рассматривается в исследовании 3. И. Кал­мыковой (1981).[7]

Несколько нетрадиционной в этом ряду выглядит работа Д.Б.Богоявленской, предложившей понятие «интеллектуаль­ная активность» [25].

Проявления такой активности обнаруживаются в любых обстоятельствах, в любой деятельности человека. По опреде­лению автора, «интеллектуальная активность» есть «интег­ральное свойство некоторой гипотетической системы, основ­ными компонентами (или подсистемами), которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неин­теллектуальные (прежде всего мотивационные) факторы ум­ственной деятельности. Качественной мерой активности яв­ляется интеллектуальная инициатива, суть которой заклю­чается в продолжении познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни высшей или субъективной отрицательной оценкой работы» (Д. Б. Бого­явленская, 1983).

С помощью созданного автором метода «креативного поля» было выделено несколько уровней интеллектуальной актив­ности: стимульно-продуктивный (пассивный), эвристический и креативный. Именно самый высокий уровень интеллектуаль­ной активности – креативный – является показателем твор­ческой личности. «Для человека с креативным уровнем интеллектуальной активности эмпирически обнаруженная законо­мерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а проблемой, самостоятельной целью исследования. Это именно то, что интуитивно осознается многими психоло­гами как важнейший фактор творчества» (Д. Б. Богоявленская, 1981). Высший уровень творческой деятельности проявляет­ся, как считает Д. Б. Богоявленская, за счет единства интел­лектуальных и личностных факторов.

А. М. Матюшкир [29], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Структура общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактив ...

Эмпирическое исследование. Методы и организация исследования
Исследования проводились среди учеников 10 «А» класса РГУОР (Республиканское Государственное Училище Олимпийского Резерва), которая располагается по адресу: г. Минск, ул. Филимонова,55. Возраст учеников 10 «А» класса составил 16-17 лет, что подходит нам для проведения исследований. Для того чтобы, изучить какие ситуации вызывают наибо ...

Способность как индивидуальная особенность личности
Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти­лем поведения и мировоззрением[9,62]. Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи­тал Б.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-пси­хологич ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru