Динамика развития алкоголизма

Материалы » Основы психосоциальной работы » Динамика развития алкоголизма

Рост потребления алкоголя в годы, предшествовавшие выходу известных постановлений, совпадает с увеличением числа разводов. В течение двух десятилетий один равод приходился на 30 браков, а с начала 90-х годов один развод – на 3 брака. При этом пьянство явилось причиной каждого седьмого развода. Но еще важнее, видимо, пьянство как косвенная причина развода, особенно в случае "физических оскорблений", "супружеской измены", "не сошлись характерами", "вынужденная разлука" и др. “Алкогольная составляющая” может быть найдена в каждой из перечисленных групп причин развод. Дезорганизующее влияние пьянства на семейную жизнь и воспитание детей мне образно. Обычно больной, страдающий алкоголизмом, живет в семье – либо в родительской, либо в им созданной, с супругой и детьми. Болезнь одного из членов семьи нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В этих нарушениях имеется закономерность, уже достаточно изученная и потому предсказуемая. Поскольку страдают все члены семьи больного, то алкоголизм в настоящее время рассматривается как семейная болезнь. Исследованиями показано, что у большинства членов семей больных алкоголизмом, совместно проживающих с больным не менее 2 лет, обнаруживают нарушения, которые теперь обозначают термином "созависимость". Основные признаки созависимости: низкая самооценка, компульсивное желание контролировать жизнь других, желание спасать других, постоянно концентрируя мысли на предмете своей зависимости, т.е. на больном родственнике, отрицание своих собственных проблем, утрата контроля как над поведением больного, так и над собственными чувствами, над всей своей жизнью и др. Созависимость является почвой для возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому жены больных алкоголизмом, матери, взрослые дочери часто страдают депрессиями, гипертонической болезнью, язвенной болезнью, головными болями и др., часто употребляют транквилизаторы. Созависимость существенно редуцируется при систематическом лечении. В НИИ наркологии разработана программа групповой психотерапии созависимости. Эта программа успешно апробирована и применяется на базе наркологического диспансера № 9 г. Москвы. Среди тематики групповых дискуссий: "Родительская семья созависимых", "Контролирующее поведение", "Идентификация чувств", "Границы личности" и другие. Заканчивается программа занятием на тему "Я имею право .". Хорошее закрепление результатов лечения дает посещение групп Ал-Анон. Медикаментозное лечение назначается только при наличии показаний, например, клинически выраженной депрессии. Наличие алкоголизма или другого вида химической зависимости у одного родителя, созависимости у другого обязательно формирует дисфункциональную семью, в которой страдают дети. Жизнь в дисфункциональной семье приводит к тому, что дети неизбежно берут на себя так называемые роли выживания: герой семьи, козел отпущения, потерянный ребенок, талисман. Дети больных алкоголизмом, как и другими формами химической зависимости, представляют собой группу высокого риска развития аналогичного заболевания. По данным НИИ наркологии, 65-80% сыновей и 15-20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманиями. Детей больных алкоголизмом называют группой "множественного риска". Помимо химической зависимости у них с повышенной частотой обнаруживаются и другие психопатологические нарушения, характер которых зависит от возраста ребенка и от его пола, часты депрессии среди взрослых дочерей, отклоняющееся поведение мальчиков-подростков .Если взрослые члены семей могут найти себе помощь в ряде диспансеров и реабилитационных центров, то организация помощи детям является задачей на будущее.При этом, как свидетельствуют многочисленные исследования, важнейшим фактором, утяжеляющим психическое здоровье семьи в целом и затрудняющим лечение, является алкоголизм матери. Доказано, что среди лиц, страдающих алкоголизмом, большинство составляют холостые, одинокие, разведенные. Известно также, что чаще мужья вовлекают жен в пьянство, а не наоборот. Роль семьи в развитии бытового пьянства и алкоголизма неоспорима. Материальное положение играет, по-видимому, роль на первых этапах алкоголизма, а затем по мере его развития, изменения положения человека в обществе, снижения по социальной лестнице с потерей или уменьшением заработка прием алкоголя не уменьшается, изменяются лишь сорта и цены употребляемых напитков. Определенное значение имеет политика государства в отношении к потреблению спиртного — чем более она жестока, непримирима, тем труднее втягиваются люди в пьянство и алкоголизм. Определенная часть населения, особенно молодежь, нередко мужчины, чтобы придать себе храбрость, употребляют алкоголь, постепенно втягиваясь в эту привычку. Анализируя социальные факторы как причины алкоголизации определенной части населения, различные авторы делают акценты на отдельные из этих причин или пытаются сформировать комплексное понимание взаимосвязанных обстоятельств. Полагают, что в пубертатном (подростковом), юношеском возрасте (14—20 лет) большое значение имеют одни причины, а для формирования его в зрелом возрасте — другие. Эти факторы, как они указывают, следующие: 1) неблагоприятные взаимоотношения между родителями, алкогольные традиции в семье раннее приобщение к спиртному — факторы, способствующие началу употребления алкоголя; 2) обычаи ближайшего окружения, ориентированные на потребление спиртного, общепринятые алкогольные традиции —. факторы, поддерживающие потребление алкоголя;3) возраст и связанное с ним «особое положение» установка на привычное потребление спиртного — факторы, способствующие злоупотреблению алкоголем;4) конфликты в семье, низкий культурный уровень, нецеленаправленное использование свободного времени, воздействие профессионально-производственной группы — это факторы, поддерживающие злоупотребление алкоголем. Анализ приведенных обстоятельств позволяет сделать вывод, что все они имеют значение в этом процессе, хотя доля участия каждого из них бывает различной.

Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Социальная, или личностная, готовность ...

Классификация видов отклоняющегося поведения. Проблема классификации поведенческих расстройств.
Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами. Основная причина заключается в междисциплинарном ха ...

Практическая часть
Профилактика попадания людей в тоталитарные секты – это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления. Только здравая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать трагедии. Намного легче человека предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести его из сектантск ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru